№ Тема урока 1 Освоение правил линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчение цветового и тонального контрастов. Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры в плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигура. Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов. 2 3 4 5 Количество часов всего к/р п/р Модуль «Графика» (4 ч.) Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/lesson/3902/st art/223469/ 1 0.75 1 0.75 1 0.75 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5009/st art/273419/ 1 0.75 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3824/st art/284166/ Модуль «Живопись» (4 ч) Красота природы разных климатических зон, создание 1 0.75 пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт). https://resh.edu.ru/subject/lesson/3902/st art/223469/ Изображение города — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника). https://resh.edu.ru/subject/lesson/5018/st art/273706/ 6 7 Изображение красоты человека в традициях русской культуры. Изображение национального образа человека и его одежды в разных культурах. Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из 1 0.75 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5005/st art/284403/ 1 0.75 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4576/st art/273470/ 8 9 10 11 12 13 14 15 выбранной культурной эпохи). Тематические многофигурные композиции: коллективно 1 0.75 созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам. Модуль «Скульптура» (2 ч.) Знакомство со скульптурными памятниками героям и 1 0.75 мемориальными комплексами. Создание эскиза памятника народному герою. Работа с 1 0.75 пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной сил. Модуль «Декоративно – прикладное искусство» (5 ч.) Орнаменты разных народов. Подчинённость 1 0.75 орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого он применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др. Мотивы и назначение русских народных орнаментов. 1 0.75 Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др. Орнаментальное украшение каменной архитектуры в 1 0.75 памятниках русской культуры, каменная резьба, роспись стен, изразцы. Народный костюм. Русский народный праздничный 1 0.75 костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий. Женский и мужской костюмы в традициях разных 1 0.75 народов. Своеобразие одежды разных эпох и культур. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5009/st art/273419/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5004/st art/207725/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4569/st art/273758/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5002/st art/207777/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4569/st art/273758/ 16 17 18 19 20 21 22 Модуль «Архитектура» (5 ч.) Конструкция традиционных народных жилищ, их связь 1 0.75 с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ. Деревянная изба, её конструкция и декор. 1 0.75 Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы, функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек. Конструкция и изображение здания каменного собора: 1 0.75 свод, нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта. Традиции архитектурной конструкции храмовых 1 0.75 построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода. Освоение образа и структуры архитектурного 1 0.75 пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе. Понимание значения для современных людей сохранения культурного наследия. Модуль «Восприятие произведений искусства» (7 ч.) Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М. 1 0.75 Васнецова, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры. Примеры произведений великих европейских 1 0.75 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/st art/273315/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4495/st art/273315/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/465/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1207/ 23 24 25 26 27 28 29 художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя). Памятники древнерусского каменного зодчества: 1 0.75 Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи. Художественная культура разных эпох и народов. 1 0.75 Представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы Средних 1 0.75 веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно-пространственной культуры, 1 0.75 составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире. Памятники национальным героям. Памятник К. Минину 1 0.75 и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Мамаев курган» (и другие по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» (7 ч) Изображение и освоение в программе Paint правил 1 0.75 линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений. Моделирование в графическом редакторе с помощью 1 0.75 инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных Работа в компьютерной программе Power Point Работа в компьютерной программе Power Point 30 31 32 33 34 народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций). Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть. Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание анимации схематического движения человека (при соответствующих технических условиях). Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка. Создание компьютерной презентации в программе Power Point на тему архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи или национальной культуры. Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мир. 1 0.75 Работа в компьютерной программе Power Point 1 0.75 Работа в виртуальном редакторе GIF- 1 0.75 Работа в виртуальном редакторе GIF- 1 0.75 Работа в компьютерной программе Power Point 1 0.75 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1207/ анимации анимации https://resh.edu.ru/subject/lesson/465/ ИТОГО 34 0 25.5