Рабочая программа по музыке 1 класс 23-24 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 16.5 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит
«уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты)
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Инструментальная музыка в церкви
Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С.Баха

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,
сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем
алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,

чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

контрольные
работы

практические
работы

для слушания

для пения

для музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Классическая музыка
1.1.

Композитор —
исполнитель —
слушатель.
Композиторы
— детям

1

0

1

П.И.Чайковский
"Щелкунчик" М.И.Глинка
"Жаворонок" "Кошка
беспородная" С.С.Прокофьев
"Пятнашки" из
фортепианного цикла
"Детская музыка"
С.С.Прокофьев "Марш" из
оперы "Любовь к трём
апельсинам"

И.Крутой
"Первоклассники"
И.Крутой
"Первоклассники

"Во поле берёза стояла"
русская народная
песня". Во поле берёза
стояла" русская
народная песня

07.09.2023

Просмотр видеозаписи
концерта. Слушание музыки,
рассматривание
иллюстраций. Диалог с
учителем по теме занятия.
«Я — исполнитель». Игра —
имитация исполнительских
движений. Игра «Я —
композитор» (сочинение
небольших попевок,
мелодических фраз).;
Музыкальная викторина.;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

1.2.

Оркестр

1

0

1

"Калинка" "Метелица" "Во
поле берёза стояла"
"Во саду ли в огороде"
"Жили у бабуси"

И.Крутой
"Первоклассники"

"Во поле берёза стояла"
русская народная песня

21.09.2023

Знакомство с принципом
расположения партий в
партитуре. Разучивание,
исполнение (с ориентацией
на нотную запись)
ритмической партитуры для
2—3 ударных
инструментов.;
Работа по группам —
сочинение своего варианта
ритмической партитуры;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

1

0

Е.Крылатов "Колыбельная
медведицы" В.А.Моцарт
"Турецкий марш" Русские
народные песни:
солдатские, обрядовые,
колыбельные.
М.С.Толмачёва "Песенка
про звукоряд" В.Герчик
"Нотный хоровод". "Как
под горкой под горой"
"Аннушка" чешская
народная песня Музыка
из мюзикла Р.Роджерса
"Звуки музыки"
(физминутка "Звукоряд")
И.Штраус "Вальс"
П.И.Чайковский "Марш
деревянных солдатиков"
А.С.Грибоедов "Вальс"

Г.Струве
"Песенка о
гамме"
Г.Струве
"Песенка о
гамме"
Г.Струве
"Песенка о
гамме"

"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня.
"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня"Ой,
при лужку, при
лужке" русская
народная песня

05.10.2023

Знакомство со звуками
музыкальными и шумовыми.
Различение, определение на
слух звуков различного
качества.; Пение с названием
нот, игра на металлофоне
звукоряда от ноты «до».;
Разучивание и исполнение
вокальных упражнений,
песен, построенных на
элементах звукоряда;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

Итого по модулю

2

Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1.

Весь мир звучит.
Звукоряд. Размер

1

Итого по модулю

1

Модуль 3. Музыка в жизни человека
3.1.

Главный
музыкальный
символ

Итого по модулю

1

0

0

песня "Широка страна моя
родная" И.Дунаевский
"Песня о Родине"
А.Александров "Гимн
России" М.И.Глинка
"Патриотическая песня"

песня "Моя
Россия" Г.Струве

"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня

19.10.2023

Разучивание, исполнение
Гимна Российской
Федерации. Знакомство с
историей создания,
правилами исполнения;
Просмотр видеозаписей
парада, церемонии
награждения спортсменов.
Чувство гордости, понятия
достоинства и чести.
Обсуждение этических
вопросов, связанных
с государственными
символами страны;
Разучивание, исполнение
Гимна своей республики,
города, школы;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

0

"Приходите в гости к нам" песня из к/ф "Там, на
неведомых дорожках"
В.Дашкевич "Кикимора.
Народные сказания"
А.К.Лядов
"Песня кикиморы" Ольга
Ш. "Песенка про Лешего"
Н.Масленникова "Песня
Водяного" из м/ф "Летучий
корабль" М.Дунаевский
"Баба-Яга" группа "Ариэль"
"Баба-Яга" П.И.Чайковский.
"На горе-то калина" русская
народная песня
"Ах, вы сени" русская
народная мелодия

"Баба-Яга",
песенкадразнилка, обр.
М.Иорданского
песня "Моя
Россия"
Г.Струве.
Песня "Моя
Россия"
Г.Струве "Ой,
блины, блины,
блины"
русская
народная
песня

"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня
"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня.

09.11.2023

Разучивание, исполнение
русских народных песен
разных жанров.;
Участие в коллективной
традиционной музыкальной
игре.; Двигательная игра —
импровизация-подражание
игре на музыкальных
инструментах.;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

1

Модуль 4. Народная музыка России
4.1.

Русский фольклор
Русские народные
музыкальные
инструменты
Народные
праздники Первые
артисты,
народный театр

1

0

"Во саду ли, в огороде"
русская народная песня
"Светит месяц" русская
народная песня"Ой, сад во
дворе" русская народная
песня "Земелюшка
чернозём" хороводная
песня "Ой, честная
Масленица, ой!"
"Прощай, Масленица" из
оперы Н.А.РимскогоКорсакова "Снегурочка"
П.И.Чайковский
"Масленица.

"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня

Февраль" из цикла
"Времена года"

1

Итог
о по
моду
лю
Модуль 5. Музыкальная
грамота
5.1.

Интонация

1

0

0

"Адажио" Д.Штейбельт
"Первая утрата" Р.Шуман
Песня-игра "На лугу"
"33 родных сестрицы"

Г.Струве
"Песенка о
гамме"
"33 родных
сестрицы"

"Ой, блины, блины,
блины" русская
народная песня

23.11.2023

Разучивание, исполнение
попевок, вокальных
упражнений, песен,
вокальные и
инструментальные
импровизации на основе
данных интонаций.;
Слушание фрагментов
музыкальных произведений,
включающих примеры
изобразительных
интонаций;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

5.2.

Ритм

1

0

1

Г.Свиридов "Время,
вперёд!" П.И.Чайковский
"Марш деревянных
солдатиков" С.С.Прокофьев
"Полночь" из балета
"Золушка" Т.Левина "Тиктак"

Г.Струве
"Песенка о
гамме"
"33 родных
сестрицы"

"Ой, блины, блины,
блины" русская
народная песня

07.12.2023

Определение на слух,
прослеживание по нотной
записи ритмических
рисунков, состоящих из
различных длительностей и
пауз.;
Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы)
и/или ударных
инструментов простых
ритмов.;
Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов. Разучивание,
исполнение на ударных
инструментах ритмической
партитуры.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение
данного ритма по памяти
(хлопками).;
Исполнение на клавишных
или духовых инструментах
(фортепиано, синтезатор,
свирель, блокфлейта,
мелодика и др.) попевок,
остинатных формул,
состоящих из различных
длительностей;

Практическая
работа;

Российская
Электронная
Школа

Модуль 6. Народная
музыка России
Ю.Чичков "Здравствуй,
Родина моя"
Д.Б.Кабалевский "Наш
край" Г.Струве "Моя
Россия"
Г.Струве "Что мы Родиной
зовём"
Кант "О, дивный остров
Валаам" Колядка
Хороводная Солдатская
Бурлацкая Колыбельная
Частушки

Итого по модулю

2

Модуль 6. Народная музыка России
6.1.

Край, в котором
ты живёшь

1

0

0

Ю.Чичков "Здравствуй,
Родина моя"
Д.Б.Кабалевский "Наш
край" Г.Струве "Моя
Россия"
Г.Струве "Что мы Родиной
зовём"

песня "Моя
Россия" Г.Струве

"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

21.12.2023

Разучивание, исполнение
образцов традиционного
фольклора своей местности,
песен, посвящённых своей
малой родине, песен
композиторов-земляков.;
Диалог с учителем о
музыкальных традициях
своего родного края.;
Просмотр видеофильма о
культуре родного края.;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

6.2.

Жанры
музыкального
фольклора

1

0

0

Кант "О, дивный остров
Валаам" Колядка
Хороводная Солдатская
Бурлацкая Колыбельная
Частушки

песня "Моя
Россия" Г.Струве
"33 родных
сестрицы"

"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

18.01.2024

Различение на слух
контрастных по характеру
фольклорных жанров:
колыбельная, трудовая,
лирическая, плясовая.
Определение,
характеристика типичных
элементов музыкального
языка (темп, ритм, мелодия,
динамика и др.), состава
исполнителей.;
Определение тембра
музыкальных инструментов,
отнесение к одной из групп
(духовые, ударные,
струнные).;
Разучивание, исполнение
песен разных жанров,
относящихся к фольклору
разных народов Российской
Федерации.;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

Итого по модулю

2

Модуль 7. Музыка в жизни человека

7.1.

Какой же
праздник без
музыки?

1

0

0

Музыкальные миниатюры:
"Выход волка, лисы,
медведя, зайца."
П.И.Чайковский "Марш" из
балета "Щелкунчик"

песня "Моя
Россия" Г.Струве
"33 родных
сестрицы"

"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

22.02.2024

Диалог с учителем о
значении музыки на
празднике;
Слушание произведений
торжественного,
праздничного характера.
«Дирижирование»
фрагментами произведений.
Конкурс на лучшего
«дирижёра»;
Разучивание и исполнение
тематических песен к
ближайшему празднику;
Проблемная ситуация:
почему на праздниках
обязательно звучит музыка?;
Запись видеооткрытки с
музыкальным
поздравлением;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

7.2.

Танцы, игры и
веселье

1

0

0

"Песенка-зарядка" В.
Богатырёв Музыкальноритмическая игра "Кто
живёт в лесу" Танец
"Пяточка носочек", "Ты
потопай вместе с нами топ
и топ" Музыкальноритмическая игра
"Погремушки"

И.Крутой
"Первоклассники"

"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

07.03.2024

Слушание, исполнение
музыки скерцозного
характера. Разучивание,
исполнение танцевальных
движений. Танец-игра;
Рефлексия собственного
эмоционального состояния
после участия в
танцевальных композициях
и импровизациях;
Проблемная ситуация: зачем
люди танцуют?;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

Итого по модулю

2

Модуль 8. Музыкальная грамота

8.1.

Ритмический
рисунок

1

0

1

Д.Д.Шостакович "Марш"
Песни-попевки: "Андрейворобей", "Сорока-ворона",
"Барашенькикрутороженьки"
Дидактическая ритмическая
игра "Музыкальные
матрёшки" Электронная
музыкально- дидактическая
игра "Ромашковые ритмы"

"Плутончики" исполнитель: гр.
Мишель

"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

21.03.2024

Определение на слух,
прослеживание по нотной
записи ритмических
рисунков, состоящих из
различных длительностей и
пауз.;
Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы)
и/или ударных
инструментов простых
ритмов.;
Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов. Разучивание,
исполнение на ударных
инструментах ритмической
партитуры.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение
данного ритма по памяти
(хлопками).;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

8.2.

Музыкальный
язык

1

0

1

опера-сказка М.Красева
"Муха- Цокотуха"
"Капельки" В.Павленко

"Плутончики" исполнитель: гр.
Мишель

"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

11.04.2024

Знакомство с элементами
музыкального языка,
специальными терминами,
их обозначением в нотной
записи.;
Определение изученных
элементов на слух при
восприятии музыкальных
произведений.;
Наблюдение за изменением
музыкального образа при
изменении элементов
музыкального языка (как
меняется характер музыки
при изменении темпа,
динамики, штрихов и т. д.).;
Исполнение вокальных и
ритмических упражнений,
песен с ярко выраженными
динамическими, темповыми,
штриховыми красками.;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

Итого по модулю

2

Модуль 9. Музыка народов мира

9.1.

Музыка наших
соседей

Итого по модулю

1

0

0

Польские народные танцы:
мазурка, краковяк, куявяк,
оберек, полонез.
Польские народные песни
"Висла", "Жаворонок".
Ф.Шопен "Полонез" си
бемоль мажор и "Мазурка"
ля минор.

"Плутончики" исполнитель: гр.
Мишель

"Во поле берёза стояла"
русская народная песня
"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня "Ой,
блины, блины, блины"
русская народная песня
"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

11.04.2024

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора
народов других стран.
Определение характерных
черт;
типичных элементов
музыкального языка (ритм;
лад;
интонации).;;

Устный опрос;

Российская
Электронная
Школа

0

1

Опера "Волк и семеро
козлят" Коваль

"Плутончики" исполнитель: гр.
Мишель

"Во поле берёза стояла"
русская народная песня
"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня "Ой,
блины, блины, блины"
русская народная песня
"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

25.04.2023

Составление музыкального
словаря;;

Практическая
работа;

Российская
Электронная
Школа

0

1

П.И.Чайковский "Утренняя
молитва" из "Детского
альбома" П.И.Чайковский
"В церкви"
Перезвоны

"Прадедушка"
А.Ермолов

"Во поле берёза стояла"
русская народная песня
"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня "Ой,
блины, блины, блины"
русская народная песня
"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

25.04.2024

Рассматривание
иллюстраций;
изображений органа.
Проблемная ситуация —
выдвижение гипотез о
принципах работы этого
музыкального инструмента.;;

Практическая
работа;

Российская
Электронная
Школа

0

0

П.И.Чайковский "Детский
альбом"

"Прадедушка"
А.Ермолов

"Во поле берёза стояла"
русская народная песня
"Ой, при лужку, при
лужке" русская
народная песня "Ой,
блины, блины, блины"
русская народная песня
"Светит месяц, светит
ясный" русская
народная песня

16.05.2024

Музыкальная викторина.;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Российская
Электронная
Школа

1

Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.

Музыкальный
язык

Итого по модулю

1

1

Модуль 11. Духовная музыка
11.1.

Инструментальная
музыка в церкви

Итого по модулю

1

1

Модуль 12. Классическая музыка
12.1.

Композиторы —
детям

Итого по модулю

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

1

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего

Дата
контроль практические изучения
ные
работы
работы

Виды, формы контроля

1.

Композитор — исполнитель — слушатель. Композиторы —
детям

1

0

0

07.09.2023 Устный опрос;

2.

Оркестр

1

0

0

21.09.2023 Устный опрос;

3.

Весь мир звучит. Звукоряд. Размер

1

0

0

05.10.2023 Устный опрос;

4.

Главный музыкальный символ

1

0

0

19.10.2023 Устный опрос;

5.

Русский фольклор Русские народные музыкальные
инструменты Народные праздники Первые артисты,
народный театр

1

0

0

09.11.2023 Устный опрос;

6.

Интонация

1

0

1

23.11.2023 Практическая работа;

7.

Ритм

1

0

1

07.12.2023 Практическая работа;

8.

Край, в котором ты живешь.

1

0

0

21.12.2023 Устный опрос;

9.

Жанры музыкального фольклора

1

0

1

11.01.2024 Практическая работа;

10. Какой же праздник без музыки?

1

0

0

25.01.2024 Устный опрос;

11. Танцы, игры и веселье.

1

0

0

08.02.2024 Устный опрос;

12. Ритмичный рисунок.

1

0

0

29.02.2024 Устный опрос;

13. Музыкальный язык

1

0

0

14.03.2024 Устный опрос;

14. Музыка наших соседей

1

0

0

04.04.2024 Устный опрос;

15. Музыкальный язык

1

0

0

18.04.2024 Устный опрос;

16. Инструментальная музыка в церкви

1

0

0

02.05.2024 Устный опрос;

17. Композиторы – детям.

1

0

0

23.05.2024 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс/Критская Е.Д.;
Сергеева Г.П.;
Шмагина Т.С.;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://school-collection.edu.ru/
http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.com/
http://music.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки.
4. Компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».