лит чт 3 кл_merged

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на
основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной
программы МБОУ г. Иркутска СОШ № 57, реализующей ФГОС на уровне начального
общего образования.
Данная программа ориентирована на учебно-методический комплект:
«Литературное чтение 1 класс», «Литературное чтение 2 класс», «Литературное чтение 3
класс», «Литературное чтение 4 класс»,
авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 99 часов в год (33 недели) в 1 классе; на
3 часа в неделю, всего 102 часа в год (34 недели) во 2 классе; всего 102 часа в год (34
недели) в 3 классе; всего 102 часа в год (34 недели) в 4 классе.
Курс «Литературное чтение» отличается широким видео-жанровым и
тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного
материала и способов его систематизации.
Цели:овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников;совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами
текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение
опыта
самостоятельной
читательской
деятельности;развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к
искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести
диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;обогащение нравственного
опыта младших школьников средствами художественной литературы;воспитание
эстетического отношения к искусству слова,формирование интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы;обогащение нравственного
опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе,
справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Задачи:развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить
детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;формировать умение воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение
учащихся и особенно ассоциативное мышление;развивать поэтический слух детей,
накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности,
воспитывать художественный вкус;формировать потребность в постоянном чтении книги,
развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные
представления об окружающем мире и природе;формировать эстетическое отношение
ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;обеспечивать
достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности;расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и
познавательный опыт ребенка;обеспечивать развитие речи школьников и активно
формировать навык чтения и речевые умения;работать с различными типами
текстов;создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как

грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как
средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим
направлениям:
формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными
видами
чтения
(ознакомительное,
углубленное,
поисковое,
просмотровое);начитанность: знание изученных произведений, представление о
литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и
произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для
каждого класса;умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам,
темам и т.д.); знание элементов книги;навыки и умения собственно читательской
деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку
художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства
(на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя
работа с текстом.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Литературного чтения» определены стандартом
начального общего образования и представлены в примерной программе 11 разделами:
«Устное народное творчество», «Люблю природу русскую! Осень», «Русскиеписатели»,
«О братьях наших меньших», «Из детских журналов», «Люблю природу русскую.
Зима», «Писатели детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в
шутку и всерьёз», «Литература зарубежных стран», а также часами внеклассного чтения.
Главнымисодержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской
деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с
литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской
деятельности обучающегося начальных классов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения у
обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной
деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: осознанно
и правильно читать целыми словами;отвечать на вопросы по содержанию текста,
находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание, воспроизводить
содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике», подробно
пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом; раскрывать
содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить
в тексте предложения, соответствующие им; делить тексты на части, озаглавливать их,
выявлять основную мысль прочитанного; сопоставлять слова, близкие по значению;
понимать значение слов и выражений в контексте; ориентироваться в учебной книге.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, её
историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование
средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными

навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение
способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата; формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления
информации о книгах; активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска
учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;овладение
навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого
иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно
разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
сформированность следующих умений: делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно
и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного
произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; относить
произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,
скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку; находить в
сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; относить
сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев
прочитанных произведений.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,
саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и
приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной
информации;прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;читать со скоростью, позволяющей
понимать смысл прочитанного;различать на практическом уровне виды текстов

(художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения
и
декламировать
стихотворные
произведения
после
предварительной
подготовки;использовать
различные
виды
чтения:
изучающее,
выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с
целью чтения (для всех видов текстов);ориентироваться в содержании художественного,
учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя,
при прослушивании):для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и
картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,
формировать своеотношение к героям произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность;озаглавливать текст, передавая в заголовке главную
мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,
описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для
научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;озаглавливать текст,
в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;использовать простейшие
приемы анализа различных видов текстов:для художественных текстов: устанавливать
взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;использовать различные формы
интерпретации содержания текстов:для художественных текстов: формулировать простые
выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые
особенности;устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,
например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,
опираясь на содержание текста;для научно-популярных текстов: формулировать простые
выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события,
соотнося их с содержанием текста;ориентироваться в нравственном содержании
прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами (только для художественных текстов);различать на
практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на
особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного
или
краткого)
(для
всех
видов
текстов);участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать
собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе),
опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться: осмысливать эстетические и
нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; осмысливать
эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном
(прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на
текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства; составлять по аналогии устные рассказы (повествование,
рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится: осуществлять выбор книги в библиотеке (или в
контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести
список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и
краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться: работать с тематическим
каталогом; работать с детской периодикой;самостоятельно писать отзыв о прочитанной
книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов).
Выпускник научится: распознавать некоторые отличительные особенности
художественных произведений (на примерах художественных образов и средств
художественной выразительности); отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать
художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица),
приводить примеры этих произведений; находить средства художественной
выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную
литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла
в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев
художественного текста, позицию автора художественного текста.Творческая
деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и
загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его
событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться: вести рассказ (или повествование)
на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его
содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени
одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу
прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с
короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой
и пояснениями; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в
виде мультимедийного продукта (мультфильма).

№
п/п

Содержание учебного курса
1 класс
содержание раздела(темы)

название колраздела вочас
(темы)
ов
1 Вводный урок 1ч Знакомство
с
учебником
по
литературному чтению
2 Жили – были 6 ч В. Я. Данько»Загадочные буквы». И.
буквы
П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква
А». Саша Черный «Живая азбука». Ф.
Д. Кривин «Почему А поется, а Б нет».
Г В. Сапгир «Про медведя». М. Я.

формы контроля

Чтение
стихотворений
наизусть.
Чтение
стихотворного
отрывка наизусть.Чтение
басни наизусть.
Тестирование
Защита проектов

3 Сказки,
загадки,
небылицы

6ч

4 Апрель,
апрель!
Звенит
капель…

4ч

5 И в шутку и 6ч
всерьез

6 Я
и
друзья

мои 6ч

7 О
братьях 5ч
наших
меньших

Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Л.
Гамазкова «Кто как кричит?». И. Л.
Гамазкова, Е. В. Григорьева «Живая
азбука». С. Я. Маршак «Автобус
номер двадцать шесть». Из старинных
книг. Повторение и обобщение
Е. И. Чарушин «Теремок». Русская
народная сказка «рукавичка». Загадки,
песенки. Русские народные потешки.
Стишки и потешки из книги «Рифмы
матушки Гусыни». А. С. Пушкин.
Русская народная сказка «Петух и
собака».
Из
старинных
книг.
Повторение и обобщение
А.
Н.
Майков
«Ласточка
примчалась…», «Весна». А. Н.
Плещеев «Сельская песенка». Т. М.
Белозеров «Подснежники». С. Я.
Маршак «Апрель». И. П. Токмакова
«Ручей». Стихи-загадки писателей И.
П. Токмаковой, Л. С. Ульяницкой, Л.
Л. Яхнина, Е. Ф. Трурневой.
Стихотворения В. Д. Берестова, Р. С.
Сефа. Из старинных книг. Повторение
и обобщение
И. П. Токмакова «Мы играли в
хохотушки». Я. М. Тайц «Волк». Г. М.
Кружков «РРРЫ!» Н. М. Артюхова
«Саша – дразнилка». К. И. Чуковский,
«Федотка». О. О. Дриз «Привет». О. Е.
Григорьев «Стук». И. П. Токмакова
«Разговор Лютика и Жучка». И. М.
Пивоварова «Кулинаки – пулинаки».
К. И. Чуковский»Телефон». М. С.
Пляцковский
«Помощник».
Из
старинных книг. Повторим и обобщим
Ю. И. Ермолаев «Лучший друг» . Е. А.
Благинина «Подарок». В. Н. Орлов
«Кто первый?».
С. В. Михалков «Трезор». Р. С. Сеф
«Кто любит собак?» В. А. Осеева
«Собака яростно лаяла…»И. п.
Токмакова «Купите собаку».М. С.
Пляцковский «Цап Царапыц». Г. В.Г..
В. С,С, Михалков «Важный совет»

Написание
творческих
работ
Постановка живых картин
Чтение по ролям
Устное сочинение

Итого: 34 часа

№
п/п

название
раздела
(темы)

колвочас
ов

2 класс
содержание раздела(темы)

формы контроля

1 Самое
3 ч. Р. С. Сеф «Читателю». Самое великое
удивительное
чудо на свете.
чудо на свете.
Библиотеки. Книги. Проект «О чем
может
рассказать
школьная
библиотека»
2 Устное
10 ч. Устное народное творчество. Русские
народное
народные песни. Русские народные
творчество.
потешки и прибаутки. Скороговорки,
считалки,
небылицы.
Загадки,
пословицы и поговорки. Вступление к
разделу «Сказки». Ю. П. Мориц
«Сказка по лесу идет». «Петушок и
бобовое зернышко» (русская народная
сказка). «У страха глаза велики»
(русская народная сказка). «Лиса и
тетерев» (русская народная сказка).
Лиса и журавль (русская народная
сказка). «Каша из топора» (русская
народная
сказка).
«Гуси-лебеди»
(русская народная сказка). Оценка
достижений. Повторение и обобщение
по теме
3 Люблю
6 ч. Люблю природу русскую. Осень.Ф. И.
природу
Тютчев
«Есть
в
осени
русскую.
первоначальной…» Стихотворения об
Осень.
осени.
А.
А. Фет «Ласточки
пропали…» Осенние листья. В. Д.
Берестов «Хитрые грибы». М. М.
Пришвин «Осеннее утро». Повторение
и обобщение по разделу
4 Русские
10 ч. А. С. Пушкин «У лукоморья…»
писатели.
Стихотворения А. С. Пушкина. А. С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Обобщающий урок по теме «Сказки
Пушкина». И. А. Крылов «Лебедь,
Щука и Рак». И. А. Крылов «Стрекоза
и Муравей». Л. Н. Толстой «Старый
дед и внучек», «Филиппок», Рассказы
Толстого. И.П. Токмакова, Ю. Н.
Могутин Стихи. Повторение и
обобщение по разделу
5 О
братьях 8 ч. О братьях наших меньших. Б. В.
наших
Заходер «Плачет киска…» И. М.
меньших
Пивоварова «Жила – была собака…»
В. Д. Берестов «Кошкин щенок».
Поговорим о домашних животных. М.
М. Пришвин «Ребята и утята». Е. И.
Чарушин «Страшный рассказ». Б. С.
Жидков «Храбрый утенок». В. В.
Бианки
«Музыкант».,
«Сова».
Повторение и обобщение по теме
6 Из
детских 5 ч. Из детских журналов.Д. И. Хармс

Чтение
стихотворений
наизусть.
Чтение
стихотворного
отрывка наизусть.
Чтение басни наизусть.
Тестирование
Защита проектов
Написание
творческих
работ
Постановка живых картин
Чтение по ролям
Устное сочинение

журналов.

7 Люблю
природу
русскую!
Зима.

6 ч.

8 Писатели
детям.

15 ч.

9 Я
и
друзья

10 Люблю
природу
русскую.
Весна

мои 8 ч.

8 ч.

11 И в шутку и в 12 ч.
серьез.

«Игра», «Вы знаете?». Д. И. Хармс, С.
Я. Маршак «Веселые чижи», «Что это
было?», «Очень – очень вкусный
пирог». Ю. Д. Владимиров «Чудаки».
А. И. Введенский «Ученый Петя»,
«Лошадка. Проект «Мой любимый
журнал». Повторение и обобщение по
разделу
Люблю природу русскую! Зима. И. А.
Бунин, К. Д. Бальмонт, Я. Л. Аким.
Стихотворения о первом снеге. Ф. И.
Тютчев «Чародейкою зимою…». С. А.
Есенин «Поет зима – аукает»,
«Береза». «Два Мороза» (русская
народная сказка). С. В. Михалков
«Новогодняя быль». А. Л. Барто «Дело
было в январе». Повторение и
обобщение по разделу
Введение в раздел «Писатели –
детям». К. И. Чуковский «Путаница»,
«Радость», «Федорино горе». С. Я.
Маршак «Кот и лодыри». С. В.
Михалков «Мой секрет», «Сила воли»,
«Мой
щенок».
А.
Л.
Барто
«Веревочка», «Мы не заметили
жука…», «В школу», «Вовка – добрая
душа». Н. Н. Носов «Затейники»,
«Живая
шляпа»,
«На
горке».
Повторение и обобщение по разделу
Введение в раздел «Я и мои друзья».
Стихотворения В. Д. Берестова, Э.Э.
Мошковской, В.В. Лунина. Н. А.
Булгаков «Анна, не грусти!». Ю. И.
Ермолаев «Два пирожных». В. А.
Осеева
«Волшебное
слово»,
«Хорошее», «Почему?». Повторение и
обобщение по разделу
Введение в раздел «Люблю природу
русскую! Весна». Стихотворения Ф. И.
Тютчева о весне. Стихотворения А. Н.
Плещеева о весне. А. А. Блок «На
лугу». С. Я. Маршак «Снег теперь уже
не тот,,,». И. А. Бунин «Матери». А. Н.
Плещеев «В бурю». Е. А. Благинина
«Посидим
в
тишине».
Э.
Э.
Мошковская «Я маму мою обидел».
Повторение и обобщение по разделу
Введение в раздел «И в шутку и в
серьез». Б. В. Заходер «Товарищам
детям», «Что красивей всего?»,
«Песенки Винни – Пуха». Э. Н.
Успенский
«Чебурашка».

12 Литература
зарубежных
стран.

Стихотворения Э. Н. Успенского, В. Д.
Берестова, И. П. Токмаковой. Г. Б.
Остер «Будем знакомы». В. Ю.
Драгунский
«Тайное
становится
явным». Повторение и обобщение по
разделу
11 ч. Введение в раздел «Литература
зарубежных стран». Американские и
английские народные песенки. «Сюзон
и мотылёк», «Знают мамы, знают
дети». Ш. Перро «Кот в сапогах»,
«Красная Шапочка». Г. Х. Андерсен
«Принцесса на горошине». Э Хогарт
«Мафин и паук». Повторение и
обобщение по разделу

Итого: 102 часа

№
п/п
1

2

3

4

5

3 класс
содержание раздела(темы)

название колраздела
во
(темы)
часов
Вводный урок 1ч Вступительная статья
по курсу
литературног
о чтения
Самое
3ч Рукописные книги Древней Руси.
великое чудо
Первопечатник Иван Федоров
на свете
Устное
8ч Русские народные песни. Лирические
народное
народные песни. Шуточные народные
творчество
песни.
Докучные
сказки.
Произведения прикладного искусства:
гжельская и хохломская посуда,
дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»,
«Иван-царевич и Серый волк»,
«Сивка-бурка». Проект «Сочиняем
волшебную сказку»
Поэтическая 10ч Проект «Как научиться читать стихи»
тетрадь 1
на основе научно-популярной статьи Я
Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя
гроза», «Листья»; А.А.Фет. «Мама!
Глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь
над жаркой нивой»; И.С Никитин.
«Полно, степь моя…», «Утро. Встреча
зимы»;
И.З.Суриков
«Детство»,
«Зима»
Великие
16ч А.С.Пушкин «За весной, красой
русские
природы…», «Уж небо осенью
писатели
дышало…», «В тот год осенняя

формы контроля
Чтение
стихотворений
наизусть.
Чтение
стихотворного
отрывка наизусть.
Чтение басни наизусть.
Тестирование
Защита проектов
Написание
творческих
работ
Постановка живых картин
Чтение по ролям
Устное сочинение

6 Поэтическая
тетрадь 2

6ч

7 Литературные 6ч
сказки

8 Былинебылицы

5ч

9 Поэтическая
тетрадь 1

5ч

10 Люби живое

11ч

11 Поэтическая
тетрадь 2

8ч

12 Собирай по
ягодке наберёшь
кузовок

10ч

погода…»,
«Опрятней
модного
паркета…», «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Сказка о царе Салтане»; И.А.
Крылов.
«Мартышка
и
очки»,
«Зеркало и Обезьяна», «Ворона и
Лисица»; М.Ю. Лермонтов «Утёс»,
«Горные вершины», «На севере
диком…», «Осень»; А.Н.Толстой.
«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка»,
«Какая бывает роса на траве», «Куда
девается вода из моря»
А.Н.Некрасов. «Славная осень!», «Не
ветер бушует над бором», «Дедушка
Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт.
«Золотое слово»; И.А.Бунин.
«Детство», «Полевые цветы», «Густой
зелёный ельник у дороги…»
Д.И.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины
сказки»,
«Сказка про храброго
зайца…»; В.М.Гаршин. «Лягушкапутешественница»;
В.Ф.Одоевский
«Мороз Иванович»
М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с
Евсейкой»;
К.Г.Паустовский
«Растрепанный воробей»; А.И.Куприн
«Слон»
Саша Черный «Что ты тискаешь
утенка?»,
«Воробей»,
«Слон»;
А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны»,
«Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха»
М.М.Пришвин. «Моя Родина»; И.С.
Соколов-Микитов «Листопадничек»;
В.И.Белов «Малька провинилась»,
«Ещё
проМальку»;
В.В.Бианки.
«Мышонок Пик»; Б.С.Житков. «Про
обезьянку»;
В.Л.Дуров.
«Наша
Жучка»; В.П.Астафьев. «Капалуха»;
В.Ю.Драгунский. «Он живой и
светится»
С.Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу
над росистой поляной»; А.Л. Барто.
«Разлука», «В театре»; С.В. Михалков.
«Если»; Е.А. Благинина. «Кукушка»,
«Котёнок»; проект «Праздник поэзии»
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок»; А.П.Платонов
«Цветок на земле», «Ещё мама»;
М.М.Зощенко
«Золотые
слова»,
«Великие
путешественники»;
Н.Н.Носов
«Федина
задача»,
«Телефон»; В.Ю.Драгунский «Друг
детства»

13 По страницам
детских
журналов
14 Зарубежная
литература

8ч Ю.И.Ермолаев
«Проговорился»;
Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как
получаются легенды»; Р.Сеф «Веселые
стихи»
5ч Мифы Древней Греции. Храбрый
Персей. Г. Х. Андерсен «Гадкий
утенок». Повторение и обобщение по
теме «Зарубежная литература»

Итого: 102 часов

№
п/п

4 класс
содержание раздела(темы)

название колраздела вочас
(темы)
ов
1 Вводный урок 1ч Знакомство
с
учебником
по
по
курсу
литературному
чтению.
Система
литературног
условных обозначений. Содержание
о чтения
учебника. Словарь. Рассматривание
иллюстраций и оформление учебника.
2 Летописи.
8 ч Знакомство с названием раздела.
Былины.
Прогнозирование содержания раздела.
Жития.
Из летописи: «И повесил Олег щит
свой на вратах Царьграда». События
летописи – основные события Древней
Руси. Сравнение текста летописи и
исторических
источников.
Из
летописи: «И вспомнил Олег коня
своего».
Летопись
источник
исторических
фактов,
Сравнение
текста
летописи
с
текстом
произведения А.С.Пушкина «Песнь о
вещем Олеге». Поэтический текст
былины. «Ильины три поездочки».
Сказочный
характер
былины.
Прозаический
текст
былины
в
пересказе Н.Карнауховой. Сравнение
поэтическою и прозаического текстов.
Герой былины - защитник государства
Российского. Картина В. Васнецова
«Богатыри». Сергий Радонежский святой земли русской. В. Клыков.
Памятник
Сергию
Радонежскому.Житие
Сергия
Радонежского. .Детство Варфоломея.
Юность Варфоломея. Рассказ о битве
на Куликовом поле на основе опорных
слов и репродукций известных картин.
3 Чудесный
17ч Знакомство с названием раздела.
мир классики
Прогнозирование содержания раздела.
П.П.Ершов
«Конёк-горбунок».
Сравнение литературной и народной
сказок. Мотивы народной сказки в

формы контроля
Чтение
стихотворений
наизусть.
Чтение
стихотворного
отрывка наизусть.
Чтение басни наизусть.
Тестирование
Защита проектов
Написание
творческих
работ
Постановка живых картин
Чтение по ролям
Устное сочинение

4 Поэтическая
тетрадь

литературной. События литературной
сказки. Герои сказки. Младший брат
Иван - настоящий герой сказки.
Характеристика героя. Сравнение
словесного
и
изобразительного
искусства. А. С. Пушкин. Стихи.
«Няне». «Туча». «Унылая пора! очей
очарованье...». Авторское отношение к
изображаемому.
Интонация
стихотворения.
Сравнение
произведений
словесного
и
изобразительного
искусства.
Заучивание наизусть. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях» мотивы
народной
сказки
в
литературной. Герои эстонской сказки.
Характеристика
героев
сказки,
отношение к ним. Деление сказки на
части. Составление плана. Пересказ
основных эпизодов сказки. М.Ю.
Лермонтов «Дары Терека». Картины
природы
в
стихотворении.
Выразительное
чтение.
«АшикКериб». Турецкая сказка. Сравнение
мотивов русской и турецкой сказки.
Герои
турецкой
сказки.
Характеристика героев, отношение к
ним. ЛН.Толстой «Детство». События
рассказа. Характер главного героя
рассказа Л. Толстого. Басня. «Как
мужик камень убрал». Особенности
басни. Главная мысль. А. П. Чехов
«Мальчики».
Смысл
названия
рассказа. Главные герои рассказа герои своего времени. Характер героев
художественного
текста.
Оценка
достижений
10 ч Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален
вид…», «Как неожиданно и ярко…».
Отбор
средств
художественной
выразительности
для
создания
картины природы. Ритм, порядок слов,
знаки препинания как отражение
особого настроения в лирическом
тексте. А.А. Фет «Весенний дождь»,
«Бабочка». Картины природы в
лирическом стихотворении. Ритм
стихотворения.
Интонация
(тон,
паузы, темп) стихотворения. Е. А.
Баратынский. Передача настроения и

чувства в
стихотворении. А.Н.
Плещеев «Дети и птичка». Ритм
стихотворения. И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями…».
Изменение
картин
природы
в
стихотворении. Н. А. Некрасов
«Школьник», «В зимние сумерки…».
Выразительное чтение. И. А. Бунин
«Листопад». Картина осени в стихах.
И. А. Бунин. Слово, как средство
художественной
выразительности.
Сравнение,
эпитеты.
Оценка
достижений
5 Литературные 12ч Знакомство с названием раздела.
сказки
Прогнозирование содержания раздела.
В. Ф. Одоевский «Городок в
табакерке». Особенности данного
литературного жанра. Заглавие и
главные герои литературной сказки.
Деление текста на части. Составление
плана сказки. Подробный пересказ.В.
М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Особенности данного литературного
жанра. Сказка или рассказ. Текстописание
в
содержании
художественного произведения. Герои
литературного текста. Главная мысль
произведения.
П.
П.
Бажов
«Серебряное
копытце».
Мотивы
народных сказок в авторском тексте.
Заглавие. Герои художественного
произведения. Авторское отношение к
героям
произведения.
Мотивы
народных сказок в литературном
тексте.
Заглавие.
Герои
художественного текста. Деление
текста на части. Составление плана.
Выборочный
пересказ
сказки.
Словесное иллюстрирование. С. Т.
Аксаков «Аленький цветочек». Оценка
достижений.
6 Делу время - 6ч Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном
потехе час
времени».
Нравственный
смысл
произведения.
Инсценирование
произведения.
В.Ю.Драгунский
«Главные реки». «Что любит Мишка».
Особенности юмористического текста.
Авторское
отношение
к
изображаемому. Пересказ текста от
лица
героев.
Юмористические
рассказы В. Ю. Драгунского. В. В.
Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

7 Страна
детства

6ч

8 Поэтическая
тетрадь

4ч

9 Природа и мы 8ч

10 Поэтическая
тетрадь

6ч

Смысл заголовка. Герои произведения.
Инсценирование
произведения.
Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
Б.С.Житков «Как я ловил человечков».
Особенности развития сюжета. Герой
произведения.
К.Г.Паустовский
«Корзина с еловыми шишками».
Особенности
развития
событий:
выстраивание их в тексте. Герои
произведения.
Музыкальное
сопровождение произведения. М. М.
Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Составление плана. Пересказ. Оценка
достижений.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».
Тема стихотворений. Развитие чувства
в
лирическом
стихотворении.
Выразительное чтение.
А. Есенин
«Бабушкины
сказки».
Тема
стихотворений. Развитие чувства в
лирическом стихотворении.
М. И.
Цветаева
«Бежит
тропинка
с
бугорка…», «Наши царства». Тема
детства
в
произведениях.
М.
Цветаевой. Сравнение произведений
разных поэтов на одну и ту же тему.
Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Анализ
заголовка.
Подготовка
выборочного пересказа. Отношение
человека к природе. А. И. Куприн
«Барбос
и
Жулькa».
Герои
произведения о животных. Поступок
как
характеристика
героя
произведения. М. М. Пришвин
«Выскочка». Анализ заголовка, герои
произведения. Характеристика героя
на основе поступка. Е. И. Чарушин
«Кабан».
Герои
произведения.
Характеристика героев на основе их
поступков.
В.
П.
Астафьев
«Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
Деление текста на части Составление
плана. Выборочный пересказ.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.

11 Родина

12 Страна
Фантазия

13 Зарубежная
литература

Итого: 102 часа

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Картины
осени
в
лирическом
произведении б Пастернака.
С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б.
Кедрин «Бабье лето». Картины весны
и лета в их произведениях. Н.М.
Рубцов «Сентябрь». Изображение
природы в сентябре в лирическом
произведении.
С.
А.
Есенин
«Лебёдушка». Мотивы народного
творчества в авторском произведении.
Оценка достижений.
4ч Знакомство с названием раздела.
Подбирать книги по теме. И. С.
Никитин «Русь». Образ Родины в
поэтическом тексте. Воспринимать на
слух художественное произведение.
Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин
«Родине». Авторское отношение к
изображаемому. А. В. Жигулин «О,
Родина! В неярком блеске...». Тема
стихотворения. Авторское отношение
к изображаемому. Поэтический вечер.
4ч Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержaния раздела.
Е. С. Велтистов «Приключения
Электроника».
Особенности
фантастического жанра. Необычные
герои фантастического рассказа. Кир
Булычёв
«Путешествие
Алисы».
Особенности фантастического жанра.
Сравнение героев фантастических
рассказов.
16ч Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержaния раздела.
Планирование работы учащихся и
учителя по усвоению содержанию
раздела.
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера». Особое развитие сюжета в
зарубежной
литературе.
Герои
приключенческой
литературы.
Особенности их характеров. Г.-Х.
Андерсен «Русалочка». Авторская
сказка. Рассказ о Русалочке. Марк
Твен «Приключения Тома Сойера».
Особенности повествования. Герои
приключенческой
литературы.
Сравнение героев, их поступков.
СельмаЛагерлёф «Святая ночь», «В
Назарете». Оценка достижений.

Календарно – тематическое планирование

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

3 класс

тема урока

ко
лво
ча
со
в

Дата
проведения

Введение. Знакомство с учебником
Самое великое чудо на свете
Первопечатник Иван Фёдоров
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Самое великое
чудо на свете»
Устное народное творчество Русские народные песни
Докучные сказки.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного
искусства.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк»
Русская народная сказка «Сивка - Бурка»
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное
творчество»
Поэтическая тетрадь 1
Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной
статьи Я.Смоленского
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Ф. И. Тютчев «Листья»
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой
нивой…»
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»
И. С. Никитин «Встреча зимы»
И. З. Суриков «Детство»
И. З. Суриков «Зима»

1
1
1
1

1.09
4.09
6.09
8.09

1
1
1

11.09
13.09
15.09

1
1
1
1
1

18.09
20.09
22.09
25.09
27.09

1
1

29.09
2.10

1
1
1

4.10
6.10
9.10

1
1
1
1

13.10
16.10
18.10
20.10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая
тетрадь1»
Великие русские писатели А.С. Пушкин.- великий русский поэт
Отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», романа «Евгений Онегин»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Сравнение народной и
литературной сказок
И. А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы.
И. А. Крылов «Мартышка и очки»
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт
Л. Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого
«Акула»

1

23.10

1
1
1
1
1
1

25.10
27.10
8.11
10.11
13.11
15.11

1
1
1
1
1
1

17.11
20.11
22.11
24.11
27.11
29.11

1
1
1

1.12
4.12
6.12

1

8.12

39.
40.

Л.Н.Толстой «Прыжок»
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
моря?». Сравнение текстов.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские
писатели».
Поэтическая тетрадь 2
Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

1
1

11.12
13.12

41.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

15.12

42.
43.

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы» «Густой зеленый ельник у
дороги…»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая
тетрадь 2».
Литературные сказки
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши,
косые глаза, короткий хвост»
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные
сказки».
Были - небылицы
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
А. Куприн «Слон»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были –
небылицы».
Поэтическая тетрадь 1
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»
А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
С. А. Есенин «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных поэтов на
одну и ту же тему
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая
тетрадь 1».
Люби живое
М. М. Пришвин «Моя Родина»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»
В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
Б. Житков «Про обезьянку»
В. П. Астафьев «Капалуха»
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое»
Поэтическая тетрадь 2
С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
А. Л. Барто «Разлука»
А.Л.Барто «В театре»

1
1

18.12
20.12

1

22.12

1
1
1

25.12
27.12
29.12

1
1
1

10.01
12.01
15.01

1
1
1
1
1

17.01
19.01
22.01
24.01
26.01

1
1
1
1

29.01
31.01
2.02
5.02

1

7.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9.02
12.02
14.02
16.02
19.02
21.02
26.02
28.02
1.03
4.03
6.03
11.03
13.03
15.03
18.03

35.
36.
37.
38.

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

С. В. Михалков «Если», «Рисунок»
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
Проект «Праздник поэзии»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая
тетрадь 2»
Собирай по ягодке – наберешь кузовок
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
А. П. Платонов «Цветок на земле»
А. П. Платонов «Ещё мама»

1
1
1
1

20.03
22.03
1.04
3.04

1
1
1
1

5.04
8.04
12.04
15.04

М. М. Зощенко «Золотые слова»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Н. Н. Носов «Федина задача»
Н. Н. Носов «Телефон»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок».
По страницам детских журналов
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю. И. Ермолаев «Проговорился».
Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»
Г. Б. Остер «Вредные советы»
Г. Б. Остер «Как получаются легенды»
Р. С. Сеф «Весёлые стихи»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам
детских журналов».
Зарубежная литература
Древне-греческий миф «Храбрый Персей»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная
литература»

1
1
1
1
1
1

17.04
19.04
22.04
24.04
26.04
29.04

1
1
1
1
1
1
1
1

3.05
6.05
8.05
10.05
13.05
15.05
17.05
17.05

1
1
1
1
1

20.05
20.05
22.05
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».