физ ра 3 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по физической культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373,
зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373,
зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 г. № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г № 576 « О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемый к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утверждённых приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 N 253»., приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26.01.2016г № 38 « О внесении изменений…»
7. ООП ООО МБОУ СОШ №5 (Приказ №109/1р от19.05.2014г), Пр. № 203р от 30.08.2016 г.
8. Рабочая программа по физической культуры для обучающихся 1-4 класса составлена на основе
авторской Рабочей программы доктора педагогических наук В.И. Ляха, «Физическая культура. 1-4 классы»
- Москва: Издательство «Просвещение», 2020год.
Учебник В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций» М.
Просвещение 2022 г.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных,
временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на
сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных,
скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на
состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных)
способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил
техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам
двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических
процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется
здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия,
активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола,
физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и
качеств, соблюдения гигиенических норм.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности предмет включает в себя три
основных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),
«Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое
совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 1-3 классах по 1,5 часов в неделю (всего1 класс- 49 ч, 2 и 3
класс- 51ч), в 4 классе из расчета 1 ч в неделю (всего 34 ч.).
Особенностями организации уроков физкультуры является - мотивация школьников на уроках
физкультуры, техника безопасности на уроках физкультуры, музыка как средство активизации учебной
деятельности, точная дозировка физических упражнений в зависимости от диагноза и других
индивидуальностей.
Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех
форм физического воспитания.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу,
лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и
оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом
общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и
навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную дея Контроль уровня
обученности производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные
показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками,
умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных
нормативов.
Учет и оценка учащихся по физической культуре в основной и, специальной медицинской группе
подразделяется на предварительный, текущий и итоговый. У школьников, имеющих специальную
медицинскую группу, контроль осуществляется через представление:
Теоретическая часть (знания).
а) письменное сообщение, в котором учащийся может описать комплекс мероприятий: образ жизни, режим
питания, распорядок дня, техника безопасности, оказание первой помощи, развитие физических качеств ).
б) устное сообщение для выступления ( напр.: вредные привычки, гигиена, физическая культура и спорт в
нашем городе , паралимпийцы, чемпионы из Бердска и т.д.).
Практическая часть.
а) присутствие на уроках (обязательно)
б) сдачи зачетов по технике исполнения упражнений (по возможности),

в) участие в разминке на каждом уроке (по возможности)

В целях совершенствования здоровьесозидающей деятельности, работы по сохранению укрепления
здоровья, улучшения двигательной активности школьников, активизации и повышения интереса к
физической культуре и спорту используются следующие формы организации учебного процесса: учебные,
спортивные, игровые, соревновательные, обще-подготовительные, оздоровительно–гигиенические,
оздоровительно–профилактические, учебно-корректирующие занятия.
Результаты освоения учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение
учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует
развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся
универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах
деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре
являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения
её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в
достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,
общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной
школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы
познавательной и предметной деятельности.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая
программа для 1-4 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной
роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение
не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе преставлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами

Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне,
характеристика признаков техничного исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями.
Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба
на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры
во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы
упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по
команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»;
размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте
налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в
шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом);
группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из
седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и
вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление
полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой,
переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной
гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и
двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения
(змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и
правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи
становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. Спуски в
основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка»,
«Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек»,
«Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с
использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее»,
«Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам»,
«Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь»,
«Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов;
по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча
двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от
груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История
зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений.
Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание
организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур;
выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска
малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение
длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;
перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по
«диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги);
кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой
перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты
шагов. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на
дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия;
в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конникиспортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч»,
эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди –
орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с
поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с
горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по
дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней
частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный
бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и
левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге,
с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные
движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры:
«Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью.
Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры:
футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС).
Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических
качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных
действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок.
Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.
Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения
лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема;
передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с
попеременным двухшажным. Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше»,
«Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит»,
«Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5
м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между
предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении
вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные
игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя
прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4 КЛАСС
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки
солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и
продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и
солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение
нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений.
Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в
футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах,
царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине,
опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в
упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед
до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор
присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с
небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор
присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади
согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом
«вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время
передвижения по дистанции.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа:
«Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина»,
«Водолазы», «Гонка катеров».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам
(«Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов;
эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Минибаскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с
собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте
и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1-4 КЛАСС
Количество часов (уроков)
№ п/п

Вид программного материала
1 класс

1

Знания о физической культуре

2

Легкая атлетика

в ходе урока

2 класс

3 класс

в ходе урока в ходе урока

4 класс

в ходе
урока

20

22

12

13

12

7

10

11

8

20
3

Гимнастика с основами акробатики

4

Элементы спортивных игр

11

10

5

Лыжная подготовка

6

Подвижные игры

в ходе урока

Итого

49

8

8

6

7

в ходе
урока

в ходе урока в ходе урока

51

51

34

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА проводится при благоприятных метеорологических условиях, в противном
случае уроки «Лыжной подготовки» заменяются «Кроссовой подготовкой»

Рекомендованные нормы САНПиН по проведению лыжной подготовки

Возраст учащихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение
занятий на открытом воздухе.

Без ветра

При скорости ветра до 5
м/c

При скорости
ветра от 6-10 м/c

до 12 лет

-9 С

-6 С

-3 С

12-13 лет

-12 С

-8 С

-5С

14-15 лет

-15 С

-12 С

-8С

16-17 лет

-16 С

-15 С

- 10 С

Возраст обучающихся

При скорости
ветра от 6-10
м/c

Занятия не
проводятся

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура, 1-4 класс/Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Рабочая программа по физической культуре. 1-4 класс/ сост. А.Ю. Патрикеев. М.: ВАКО, 2021. – 64
с.
2. Лях В. И. Физическая культура. 1—4 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2022.
3. Патрикеев А. Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=38

2. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура».
http://www.openclass.ru/
3. Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com
4. Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
5. Сайт "Я иду на урок физкультуры"
http://spo.1september.ru/urok/
6. Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/
7. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть творческих
учителей/сообщество учителей физ.культуры
8. http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
9. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
• стенка гимнастическая;
• скамейки гимнастические;
• перекладина гимнастическая;
• палки гимнастические;
• скакалки гимнастические;
• обручи гимнастические;
• маты гимнастические;
• мячи малые (резиновые, теннисные);
• мячи средние резиновые;
• мячи большие (резиновые, баскетбольные, волейбольные, футбольные);
• кольца пластмассовые разного размера;
• планка для прыжков в высоту;
• рулетка измерительная (10 м, 50 м);
• щиты с баскетбольными кольцами;
• футбольные ворота;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
стенка гимнастическая; бревно гимнастическое напольное; скамейки гимнастические; перекладина
гимнастическая; перекладина навесная; канат для лазанья; маты гимнастические; мячи набивные (1
кг); скакалки гимнастические; мячи малые (резиновые, теннисные); палки гимнастические; обручи
гимнастические; рулетка измерительная (10 м, 50 м); планка и стойки для прыжков в высоту; щиты
с
баскетбольными кольцами; большие мячи (резиновые, баскетбольные, футбольные); стойки
волейбольные; сетка волейбольная;
мячи средние резиновые.

Календарно – тематическое планирование
Тип урока

3 класс

№
п/п

Тема урока

Коли
чество
часов

Дата

1

Вводный инструктаж.Инструктаж по технике
безопасности на уроках легкой атлетики.
Тестирование бега на 30 м. с высокого старта

1

5.09

2

Техника челночного бега. Тестирование
челночного бега 3/10 м.

1

7.09

3

Тестирования метания
мяча на дальность.
Прыжок в длину с места.

1

12.09

Контрольный
урок.

4

Техника прыжка в длину с разбега.

1

19.09

Комбинированный
урок.

5

Контроль прыжка в длину с разбега.

1

21.09

Контрольный
урок

Беговая, прыжковая разминка. Разучить и.п. рук, ног
при выполнении упражнений.
Принять прыжок в длину с разбега.

6

Тестирование метание малого мяча на
точность.

1

26.09

Контрольный
урок.

7

Тестирование наклона вперед из положения
стоя.
Тестирование поднимание туловища за 30 с.

1

3.10

Контрольный
урок

Проведение тестирования метания малого мяча на
точность; Бег с изменением направления движения.
Обучить технике высокого старта. П/и «Салки»
Закрепить технику высокого старта. Эстафеты с бегом
на скорость. Разучивание разминки направленной на
развитие гибкости,
проведение тестирования наклона вперед из
положения стоя. Повторение подвижной игры
«Два мороза». Выполнение упражнений на
запоминание временного отрезка.

Вводный урок.
Изучение
нового
материала.
Контрольный урок.
Комбинированный
урок.

Содержание, основные понятия

Вводный инструктаж. ПП и ТБ на уроках
легкой атлетики.. Строевые упражнения.
П/и «У ребят порядок строгий».
Разучивание разминки в движение, повторение
техники челночного бега,
проведение подвижной игры «Пятнашки».
Беговая разминка. Строевые упражнения. Закрепить
навыки выполнения комплекса ОРУ для
формирования правильной осанки.
Совершенствование техники выполнения прыжка в
длину с места. Проведение тестирования метания
мяча на дальность.
Беговая, прыжковая разминка. Разучить и.п. рук, ног
при выполнении упражнений.
Совершенствовать прыжок в длину с разбега.

8

Тестирование прыжка в длину с места.

1

5.10

Контрольный урок

9

Тестирования подтягивания на низкой
перекладине из виса лежа.

1

10.10

Контрольный
урок

10

Тестирование виса на время.

1

17.10

Контрольный
урок.

11

Строевые упражнения. Лазание.
Акробатические упражнения.

1

19.10

Комбинированный
урок.

12

Техника безопасности.
Ловля и броски мяча в парах.

1

24.10

Комбинированный
урок.

13

Индивидуальная работа с мячом.

1

7.11

Комбинированный
урок.

14

Ведение мяча.Ведение мяча в движении.

1

9.11

Комбинированный
урок.

15

Кувырок вперед. Варианты выполнения
кувырка вперед.

1

14.11

Комбинированный
урок.

16

Кувырок назад.

1

21.11

Комбинированный
урок.

Проведение разминки в движении, тестирование
прыжка в длину с места.
Выполнение строевых упражнений. Проведение
разминки направленной на развитие координации,
тестирование подтягивания на низкой перекладине из
виса лежа. Повторение подвижной игры
«Вышибала».
Выполнение строевых упражнений. Закрепить технику
положения упор присев, упор лежа, упор лежа сзади.
Обучить группировке из различных исходных
положений. П/и «Салки-ноги от земли».
Выполнение строевых упражнений. Обучить лазанию
по гимнастической стенке. Закрепить технику
выполнения группировки в приседе, сидя, лежа на
спине.
Техника безопасности при выполнения заданий с
мячом.
Выполнение строевых
упражнений. Совершенствовать технику ловли и
передачи мяча. Эстафеты с баскетбольным мячом.
Разучивание разминки с мячом, проведение
упражнений с мячом.
ведение мяча, броски, ловля. Проведение эстафет с
мячом
Повторение разминки с мячами. Проведение
упражнений с мячом: ведение мяча, броски, ловля,
перебрасывание. Ведение мяча в движении правой,
левой рукой. Проведение подвижной игры «Ночная
охота».
Познакомить с понятием осанки. Проведение
разминки на матах. Повторение перекатов, техники
выполнения кувырка вперед. Разучивание подвижной
игры «Успей убрать»
Проведение разминки на матах с мячами. Повторение
техники выполнения кувырка вперед с
места.Кувырок назад.

17

Круговая тренировка. Стойка на голове.

1

23.11

Комбинированный
урок.

18

Лазанье и перелезание на гимнастической
стенке.

1

28.11

Комбинированный
урок.

19

Висы на перекладине.
Круговая тренировка.

1

5.12

Комбинированный
урок.

20

Прыжки со скакалкой. Прыжки в скакалку в
движении

1

7.12

Контрольный урок

21

Круговая тренировка.Вис углом и вис
согнувшись на гимнастической стенке.

1

12.12

Комбинированный
урок.

22

Вращение обруча Варианты
вращения обруча. Круговая тренировка.

1

19.12

Контрольный урок.

23

Строевые упражнения.
Акробатические упражнения.

1

21.12

Контрольный урок.

24

Инструкция по техники безопасности при
занятиях лыжной подготовкой.
Ступающий шаг
на лыжах без палок.
Скользящий шаг на лыжах без палок и с
палками.

1

26.12

Комбинированный
урок.

1

9.01

Комбинированный
урок.

Повороты переступанием на
лыжах с палками. и обгон.

1

11.01

Комбинированный
урок.

25

26

Проведение разминки с гимнастическими палками,
лазанье и перелезание на гимнастической стенке,
кувырков вперед, перекатов, висов, стойки на голове,
игрового упражнения на внимание.
Проведение разминки с гимнастическими палками.
Повторение техники выполнения стойки на голове и
кувырка вперед. Проведение лазанья и
перелезания на гимнастической стенке, игрового
упражнения на матах.
Проведение разминки с гимнастическими палками,
лазанье и перелезание на гимнастической стенке.
Разучивание различных висов на перекладине.
Проведение подвижной игры «Удочка»
Проведение разминки со скакалкой.
Контроль прыжков со скакалкой за 20 сек. и в
скакалку. Проведение подвижной игры «Шмель»
Проведение разминки со скакалкой. Разучивание виса
углом и виса согнувшись на гимнастической стенке.
Повторение подвижной игры «Волк во рву»
Проведение разминки с обручами. Контроль
выполнения виса углом, виса согнувшись, виса
прогнувшись,. Повторение вращения обруча,
подвижной игры «Попрыгунчики-воробушки»
Выполнение строевых упражнений. Контроль
выполнение акробатических упражнений: «Колечко»,
Березка», Верблюд», «Птичка», Ласточка», «Аист».
Развивать гибкость.
Организационно-методические требования и техника
безопасности на уроках лыжной подготовки.
Подбор лыжного инвентаря.
Ступающий шаг.
Разучивание переноски лыж под рукой. Повторение
техники ступающего шага. Разучивание скользящего
шага на лыжах без палок.
Разучивание переноски лыж под рукой. Повторение
техники ступающего шага. Разучивание переступания
на лыжах, скользящего шага на лыжах с палками.

27

Подъем и спуск под уклон на лыжах без
палок и с палками. Прохождение дистанции
1 км.

1

16.01

Комбинированный
урок.

28

Передвижение на лыжах с палками
«змейкой» Прохождение дистанции 1,5 км.

1

23.01

Комбинированный
урок

29

Контрольный урок по лыжной подготовке.

1

25.01

Контрольный урок

30

Инструкция по технике безопасности на
занятиях баскетболом.

1

30.01

Изучение нового
материала

31

Броски и ловля мяча в парах.

1

6.02

Комбинированный
урок

32

Ведение мяча. .Ведение мяча в движении.

1

8.02

Комбинированный
урок

33

Эстафеты с мячом. Подвижные игры с
мячом.

1

13.02

Комбинированный
урок

34

Инструкция по технике безопасности на
занятиях волейболом. Броски мяча через
волейбольную сетку

1

20. 02

Изучение нового
материала

35

Точность броска мяча через
волейбольную сетку. Подвижная игра
«Вышибала через сетку».

1

22.02

Комбинированный
урок

36

Броски мяча через волейбольную сетку со
средней дистанции.

1

27.02

Комбинированный
урок

Повторение техники скользящего шага на лыжах с
палками.
Разучивание техники подъема «полу ёлочкой» на
лыжах без палок на склон и спуска со склона в
основной стойке. . Проверка выносливости при
прохождении дистанции 1 км.
Разучивание передвижения скользящим шагом на
лыжах с палками
«змейкой».
Повторение различных шагов на лыжах, как с
палками, так и без них. Повторение
Подъемов и спусков на лыжах.
Совершенствование техники торможения падением.
Выполнять специальные передвижения без мяча в
баскетболе. Ловля и передача мяча на месте. П/и
«Бросай-поймай».
Выполнение строевых
упражнений. Совершенствовать технику ловли и
передачи мяча Эстафеты с баскетбольным мячом.
Проведение разминки с мячом. Совершенствовать
технику ведение мяча правой и левой
рукой в движении. Знакомство с эстафетами.
Совершенствовать разминку с мячом,
совершенствование техники ведение мяча
правой и левой рукой в движении.
Проведение эстафет с мячом, подвижные
игры «Охотники и утки» ,«Вышибалы»
Инструкция по ТБ при занятиях волейболом.
Выполнять подбрасывание мяча на заданную высоту и
расстояние в волейболе. . Броски мяча через
волейбольную сетку.
Проведение разминки с мячами в парах. Броски мяча
через волейбольную сетку на точность. Повторение
подвижной игры «Вышибала через сетку»
Повторение разминки с мячами в движении по кругу.
Броски мяча через волейбольную сетку со средней

37

Броски мяча через волейбольную сетку с
дальних дистанций. Спортивная игра
«Пионербол».

1

5.03

Комбинированный
урок

38

Контроль броска набивного мяча из-за
головы. Висы.

1

7.03

Контрольный урок.

39

Тестирования подтягивания на высокой
перекладине из виса лежа.

1

12.03

Контрольный урок

40

Тестирование сгибания и разгибания рук в
упоре лежа.

1

19.03

Контрольный урок

41

Инструкция по технике безопасности на
занятиях легкой атлетикой. Тестирование
виса на время Беговые упражнения.

1

21.03

Комбинированный
урок

42

Тестирование наклона вперед из положения
стоя.
Тестирование прыжка в длину с места.

1

2.04

Контрольный урок

1

9.04

Контрольный урок

44

Тестирование подтягивания на
низкой перекладине.

1

11.04

Контрольный урок

45

Тестирование подъема туловища за 30 с.

1

16.04

Контрольный урок

43

дистанции. Повторение подвижной игры
«Вышибала через сетку»
Повторение разминки с мячами в движении по кругу.
Броски мяча через волейбольную сетку с
дальних дистанций. Повторение спортивной игры
«Пионербол» по упрощенным правилам.
Повторение разминки с набивными мячами, техники
броска набивного мяча от груди. Разучивание броска
набивного мяча из-за головы. Висы на гимнастической
стенке. Проведение подвижной игры
«Вышибала через сетку»
Выполнение строевых упражнений. Проведение
разминки направленной на развитие координации,
тестирование подтягивания на высокой перекладине
из виса. Висы на гимнастической стенке Повторение
подвижной игры «Вышибала».
Проведение разминки в движении, тестирование
сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Висы на
гимнастической стенке
Правила поведения в зале и на спортивной площадке.
Выполнение строевых упражнений. Пробегать 10-15м.
с
максимальной скоростью из разных исходных
положений. П/и «Вызов номеров».
Проведение разминки в движении, тестирование
наклона вперед из положения стоя.
Проведение разминки в движении, тестирование
прыжка в длину с места.
Выполнение строевых упражнений. Проведение
разминки направленной на развитие координации,
тестирование подтягивания на низкой перекладине из
виса лежа. Повторение подвижной игры
«Вышибала».
Проведение разминки направленной на развитие
гибкости,
тестирование поднимания туловища за 30с. Закрепить

46

Беговые упражнения. Бег в чередовании с
ходьбой.

1

23.04

47

Тестирования бега на 30 м. с высокого старта.

1

25.04

Контрольный урок

48

Тестирования бега на 60 м. с высокого старта.
Бег в чередовании с ходьбой

1

30.04

Контрольный урок

49

Тестирования метания
мяча на дальность.

1

7.05

Контрольный урок

50

Тестирование челночного бега 3/10 м. Бег на
500 м.

1

14.05

Комбинированный
урок Контрольный
урок

51

Бег на 1000 м. Подвижные игры с мячом.

1

21.05

Контрольный урок

технику высокого старта. Пробегать в равномерном
темпе до 2 мин. П/и «Волк во рву». Выполнение
упражнений на запоминание временного отрезка.
Выполнение строевых упражнений,
беговых упражнений Проведение бега на 30 м. с
высокого старта. Метание мяча в вертикальную цель.
Выполнение строевых упражнений,
беговых упражнений. Проведение тестирования бега
на 30 м. с высокого старта. Метание мяча на
дальность.
Выполнение строевых упражнений,
беговых упражнений. Проведение тестирования бега
на 60 м. с высокого старта. Метание мяча на
дальность.
Строевые упражнения. Выполнение
беговых упражнений Закрепить навыки выполнения
комплекса ОРУ для формирования правильной
осанки. Совершенствование техники выполнения
прыжка в длину с места. Проведение тестирования
метания мяча на дальность.
Строевые упражнения
беговых упражнений. Комплекс ОРУ с речитативом.
Прыжки на месте, с продвижением вперед, на одной
и двух ногах. Тестирование челночного бега 3/10 м.
Прыжок в длину с места. П/и «Прыгающие
воробышки».
Строевые упражнения .Выполнение
беговых упражнений. Контроль бега на 1000 м. с
высокого старта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».