РП по родному языку НОО Ишбаевой И.Я.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (башкирский) язык» для 1–4 классов
начального общего образования для образовательных организаций с обучением на родном (башкирском)
языке (далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Родной (башкирский) язык».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовыхдокументов:


Конституция Российской Федерации;



Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями);


Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями);


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(утвержден приказом Министерствапросвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);


Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена

решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22
от 18 марта 2022 г.);


Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23 июня 2022 г.);


Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденная на

заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 1 октября 2019 г.;
 Концепция преподавания государственных языков Республики
Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан, утвержденная Указом Главы
Республики Башкортостан № УГ-613 от 30.12.2020 г.
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией
федерального государственного образовательного стандарта. Программа ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить ориентиром для
составления рабочих программ по учебному предмету
«Родной (башкирский) язык».
Программа разработана с целью оказания методической помощи учителю родного (башкирского)
языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.
Программа позволит учителю:

1)

реализовать в процессе преподавания родного (башкирского) языка современные подходы к

достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее –
ФГОС НОО);

2)

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного

предмета «Родной (башкирский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО и примерной
8

программой начального общего образования;

3)

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного

класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение
определенного раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения
учебного

материала

разделов/тем

курса

родной

(башкирский)

язык

для

1–4

классов

общеобразовательных организаций Республики Башкортостан с родным (башкирским) языком
обучения.
2 Содержание Программы обеспечивает достижение результатов освоения начальной

образовательной программы начального общегообразования в части требований, заданных ФГОС
НОО к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса родного языка, входящего в предметную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Цели курса родного языка в
рамках предметной области
3 «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют специфику, обусловленную

дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования башкирского языка в Республике Башкортостан и в других регионах
Российской Федерации.
4 Программа разработана для обучающихся, владеющих башкирским языком. Содержание

Программы выстроено в соответствии с системно- деятельностным подходом и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.Авторы-составители учебников и рабочих программ вправе расширить объем и
содержание учебного материала; рекомендовать виды работ, способствующие развитию и
воспитанию обучающихся.
5 Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности: конкурсы,

предметные недели, экскурсии,викторины, тематические общешкольные мероприятия и т. д.
6 Общая характеристика учебного предмета «Родной (башкирский) язык»
7
8 Башкирский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков, является родным языком

башкирского народа. Наряду с русским языкомбашкирский имеет статус государственного языка
Республики Башкортостан,выступает средством устного и письменного общения в различных
сферах жизни общества. В образовательных организациях общего образования с родным языком
обучения башкирский язык является не только учебным предметом, но и языком, на котором
ведется обучение.
9 Изучение учебного предмета «Родной (башкирский) язык» предусматривает межпредметные связи

с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным
предметом
10 «Литературное чтение на родном (башкирском) языке», так как оба предмета направлены на

развитие речевой деятельности обучающихся.
11 Курс «Родной (башкирский) язык» направлен на удовлетворениепотребности обучающихся в

изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в
9

ней. Учебный предмет
12 «Родной (башкирский) язык» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки (не

башкирский). Поэтому учебное время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углубленного изучения курса башкирского языка как
государственного. В содержании курса «Родной (башкирский) язык» предусматривается изучение
сведений, имеющих отношение к внутреннему системному устройству языка, а также к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям башкирского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа
отражает социокультурный контекст существования башкирского языка: в частности, те языковые
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
13 Начальным этапом изучения башкирского языка является обучение башкирской грамоте. Обучение

первоначальному чтению идет в тесной связи с овладением навыками письма букв, слогов, слов и
предложений. Важной особенностью обучения башкирской грамоте является тесная взаимосвязь
данного курса с обучением русской грамоте. Такое положение дает возможность изучать
башкирский алфавит с опорой на изученные звуки/буквы русского алфавита, а также осознанному,
качественному освоению языковых явлений, законов и правил русского и башкирского языков.
14 Систематический курс башкирского языка представлен в начальной

школе как совокупность языковых понятий, правил, сведений, которые являются основой для
формирования универсальных учебных действий. Данный курс помогает сформировать предметные
знания и развить познавательные, регулятивные, коммуникативные способностиобучающихся.
При отборе учебного материала Программы учтены психолингвистические особенности
обучения грамоте и башкирскому языку: особенности фонетической, графической и слоговой системы
башкирского языка. Так, при определении содержания Программы авторами принят во внимание
важнейший фонетический закон башкирского языка – закон небного сингармонизма, который лежит в
основе обучения первоначальному чтению и письму; также при определении содержания программы
установлен порядок изучения гласных звуков и их буквенных обозначений в исконно башкирских словах
и т. д.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык»
Цель изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык» –
развитие у обучающихся навыков владения всеми видами речевой деятельности, совершенствованиеих
коммуникативных умений и культуры речи на родном языке, расширение знаний о специфике
башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык»:


формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и

структуре башкирского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова),
морфологии и синтаксисе;


формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и

читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
10

письменные тексты;
 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности к
творческой деятельности, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;


воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства

сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основные содержательные линии примерной программы учебного предмета «Родной
(башкирский) язык»
Материал курса «Родной (башкирский) язык»

представлен

в Программе следующими

содержательными линиями:


«Система языка»: фонетика, графика, состав слова, лексика, грамматика (морфология и

синтаксис);


«Орфография и пунктуация» – освоение способов проверки орфограмм, формирование

орфографической грамотности и умения употреблять на практике правила пунктуации;


«Развитие речи» – овладение диалогической и монологической формами речи, написание

сочинений, употребление башкирских пословиц и поговорок.
Место учебного предмета «Родной (башкирский) язык» в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (башкирский) язык» в школах с башкирским языком
обучения отводится 2 часа в неделю во всех классах начального общего образования: 82 часа в год в 1
классе (из них 48 часов – на обучение грамоте, 16 учебных недель; 34 часа – на систематический курс,
17 учебных недель) и по 68 часов в год во 2, 3, 4 класссах (по 34 учебных недели). Общее количество
времени на четыре года обученияориентировочно составляет 286 часов.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать количество часов, отводимых
для изучения учебного предмета, за счет часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК»

Виды речевой деятельности (общие для 1–4 кл.)
Слушание. Слушание говорящего. Понимание и осознание услышаного. Умение выделять
основную мысль из прослушанного.
Говорение. Выбор средств, приемов общения (диалог, монолог, дискуссия). Общение со
сверстниками (диалог), поддержка диалога.
Культура общения. Со сверстниками, взрослыми с учетом ситуации, места.
Чтение. Чтение слов по графической звуковой модели. Чтение предложений целыми словами. Чтение
текста. Правильное чтение. Осознанное чтение. Беглое чтение. Выразительное чтение. Умение читать –
универсальный способ поиска информации. Осознание смысла прочитанного, переработка информации,
обобщение. Анализ содержания прочитанного и его оценка.
Письмо. Письмо букв, правильное соединение по каллиграфическим нормам; списывание слов и
предложений, письмо под диктовку слов, предложений, текста, письменная фиксация информации,
составление небольших текстов по заданному образцу (поздравления, текста рекламы, сказки, рассказа).
1 класс
Обучение грамоте
Развитие речи. Речь (устная/письменная). Общение (беседа, диалог). Наблюдение за объектами,
явлениями природы и пересказ увиденного на родном языке. Развитие речи (иллюстрации, сюжетные
картинки). Слушание небольших текстов в исполнении учителя. Ответы на вопросы. Развитие речи.
Иллюстрации учебника «Животный мир “Букваря”», «Котёнок
путешествует», «Пчеловод. Ремёсла дедов», «Пчёлки на полянке» и другие.
Малые жанры народного творчества (потешки, считалки и т. д.): «Котёнок путешествует», «Животный
мир» и др.
Слово и предложение. Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомительное,

без

терминов).

Различение

слов

и

предложений.

Смысл

предложения.

Словосочетание (ознакомительное). Графическая схема предложения. Служебные слова в предложении
(һәм, менән; ғына-генә, ҡына-кенә). Вставка слова в предложение. Составление предложенияиз заданных
слов.
Развитие речи. Иллюстрации учебника «Летние забавы», «Я – школьник!»,«Моя семья», «Когда
мама на работе», «Летние игры детей» и другие.
Фонетика. Звуки речи. Слово и звук. Гласные и согласные звуки. Твердые [а], [о], [у], [ы];
мягкие [ә], [ө], [ү], [и], [э] (е) гласные звуки. Звуки слова. Графическая звуковая модель слова. Слог.
Ударение в слове. Ударный слог. Ударный гласный звук.
Графика. Обозначение звука буквой.
Буквы Әә–Аа, Өө–Оо. Чтение слов с ориентацией на гласный звук. Развитие речи. Сюжетные
картинки, «Подарок деду», «Петух – хозяин нашего двора», «Приключения на пасеке у деда».
Буквы Үү–Уу, Ээ (е), ы, Ии. Взаимосвязь структуры слова и его значения. Развитие речи.
Сюжетные картинки «Цыплятки, мои цыплятки»,
12

«Берегите лес!», «Что должен знать пчеловод?».
Буквы Мм, Нн, Рр, Лл. Развитие речи. Сюжетные картинки «Моя сестрёнка», «Москва – столица
России», «Мой курай».
Буква Йй. Изучение слов со слогами (дифтонгами) йә, йө, йо, йү,
йы, а также әй, өй, ой, үй, ый. Буквы Яя, Ее, Ёё, Юю. Развитие речи. Сюжетные картинки
«Месяц май», «Соскучились по лету», «Башкирская лошадь».
Буквы Ғғ–Ҡҡ. Повторение букв Гг–Кк, изученных на уроках обучения
русской грамоте. Правила списывания предложения. Развитие речи
Сюжетные картинки «У нас гости», «Детские подвижные игры» («Гөргөлдәк»), «Мой щенок Пушок».
Буквы Дд–Тт. Правила списывания предложения. Развитие речи. Сюжетные картинки
«Монумент Дружбы», «Счастливые дети разных народов», «Лиса и журавль».
Буквы Һһ–Хх. Списывание текста. Развитие речи. Сюжетные картинки
«Сабантуй». В. А. Осеева, рассказ «Что легче?».
Звук. Буквы Бб–Пп, Вв–Фф. Закрепление изученных букв. Взаимосвязь структуры

слова

и

его значения. Развитие речи. Сюжетные картинки
«Помогаю маме (папе)», «У нас во дворе», «Уфа – столица Башкортостана». Буквы Шш–Жж, Чч–Щщ,
Хх, Цц. Твердый знак (ъ), мягкий знак (ь).
Развитие речи. Сюжетные картинки «Я люблю природу». С. Михалков, сказка «Осел и бобр».
Башкирский алфавит (42 буквы). Практическое применение алфавита.
Чтение. Чтение слова с ориентацией на гласный звук. Плавное слоговое чтение. Постепенный
переход на плавное чтение целыми слова. Чтение с интонацией и паузами. Осознание смысла
предложений

при плавном чтении. Начальные умения выразительного чтения рассказа, сказки,

стихотворения.
Письмо. Ориентировка в тетрадном листе: горизонтальные, косые линии. Рабочая линия
тетради. Начертание строчных и письменных строчек. Письмо букв, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Списывание набора слов, предложения и текста. Письмо под
диктовку (обучающий диктант). Пробел между словами. Перенос слова. Списывание слогов, слов,
предложений (для начала из трёх слов).
Орфография и пунктуация. Правильное соединение букв слова, раздельное написание слов.
Заглавная буква в начале предложения. Перенос слова. Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопрос).
Систематический курс
Общие сведения о языке. Речь и общение. Язык – средство общения.
Диалог. Развитие речи. Иллюстрация учебника. Ответы на вопросы.
Фонетика. Графика. Повторение: алфавит, названия букв, порядок букв в алфавите, звук и
буква; согласные и гласные звуки. Мягкие и твёрдые гласные звуки. Согласные башкирского и русского
языков (сравнение, сопоставление). Таблицы звуков.
Синтаксис. Лексика. Предложение как единица языка. Служебные слова в предложении.
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Вставка слова в
13

предложение. Графическая схема предложения. Слово как единица языка. Слово как название предмета,
признака предмета, действия предмета (повторение). Использование служебных слов (һәм, менән; ғынаҡына, генә-кенә) в устной и письменной речи. Развитие речи: иллюстрации учебника, тексты.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков в словах.
Специфический характер ударения в башкирских словах.
Слова, состоящие только из твёрдых [а], [о], [у], [ы] или только из мягких [ә], [ө], [ү], [и], [э] (е)
гласных звуков (закон сингармонизма, без термина, ознакомительно).
Орфография и пунктуация. Правописание слов: правильное соединение букв слова, раздельное
написание слов. Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в моём имени и фамилии.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Перенос слова. Знаки
препинания (точка, вопросительный знак) в конце предложения.
Развитие речи. Общение с учителем, со сверстниками. Ответ на обращение. Составление
предложений, небольших текстов по сюжету картин, иллюстраций, материалам учебника. Работа с
текстами учебника. Наблюдение за объектами, явлениями природы и пересказ увиденного на родном
языке.
Виды речевой деятельности
Слушание. Интонирование звуков речи. Составление звуковой модели слов. Слушание
говорящего (учителя, одноклассников). Понимание и осознание прочитанного учителем текста. Устное
составление высказываний с опорой на иллюстрации, задания учебника. Заучивание стихотворений,
рассказывание сказок и т.д.
Говорение. Первоначальное понятие о слове. Предмет и слово. Называние предметов, объектов
окружающей действительности, рассказ по иллюстрациям, картинкам учебника на родном языке. Выбор
средств, приемов общения (диалог, дискуссия). Общение со сверстниками (диалог), поддержка диалога
на родном языке.
Чтение. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Осознанное чтение условия задания,
алгоритма выполнения работы. Чтение слов по графической звуковой модели учебника. Осознанное
чтение предложений целыми словами. Осознанное чтение текста. Работа над смыслом прочитанного,
переработка информации, обобщение.
Письмо.

Автоматизация правильного соединения

букв

по каллиграфическим

нормам.

Списывание слов и предложений, проверка написанных слов и предложений. Письмо под диктовку
слов, предложений, небольшого текста.
Практическая работа. Использование алфавита в практической жизни (составление списка
фамилий одноклассников своего ряда, своей малой группы) и т. п.
Проектное задание. Выставка «Буквенная поляна». Выполнение заданий в малых группах или
парами.
2

класс
Общие сведения о языке. Речь и общение. Язык – как основное средство общения. Диалог.

Этикет общения.
Фонетика и графика. Повторение: алфавит,
14 буква/звук. Смыслоразличительная функция

звуков. Замена буквы слова и наблюдение
за смыслом слова. Различение специфических звуков и букв башкирского языка (ғҡ, ҙҫ и др.). Согласные
и гласные звуки. Мягкие гласные [ә], [ө], [ү], [е] (в середине и в конце слова); твёрдые гласные [а], [о],
[у], [ы]. Специфическое языковое явление башкирского языка: чередование в словах согласных звуков
ғ–ҡ, г–к, б–п. Дифтонги [йә], [йө], [йү], [йы], [йо] в начале и в середине слова. Буквы е, ю, я,
обозначающие два звука в начале слова.
Развитие речи. Иллюстрации «В стране Букв», «Мои любимые игры»,
«Школьные праздники».
Орфоэпия. Особенности ударения в башкирском языке: как правило, ударение падает на
последний звук. При присоединении окончания к слову переход ударения на последний слог.
Лексика. Слово как единица языка. Определение значения слова по тексту или по толковому
словарю. Наблюдение за использованием в речи слова с одинаковым и противоположным значением.
Состав слова (морфемика). Корень слова как обязательная часть слова. Однокоренные слова.
Признаки однокоренных (родственных) слов. Выделение в словах корня и окончания (простые случаи).
Роль окончания в связи слов предложения.
Морфология. Слова, обозначающие название предмета. Вопросы
«кем?» («кто?»), «нимә?» («что?»), употребление в речи. Слова, обозначающие признак предмета.
Вопрос «ниндәй?» («какой?»), употребление в речи. Слова, обозначающие действие предмета. Вопрос
«ни эшләй?» («что делать?»), употребление в речи. Служебные слова (дә-да,ҙә-ҙа,лә-ла, тә-та и т. п.).
Синтаксис. Порядок слов в предложении. Слово, обозначающее действие, как правило, в конце
предложения.
Орфография и пунктуация. Правописание слов: написание слов с буквами ө–о, ү–у; э в
начале слова, е в середине слова; написание слов с
буквой э в начале слова, буква е (звук [э]) в середине слова; слова с буквой й
(дифтонги йә, йө, йү, йе (в середине и в конце слова), йо, (йы); Вв (звуки [ү]–[у]) в начале слова;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных).
Перенос слова. Знаки препинания в конце предложения. Контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов.
Развитие речи. Составление предложений, небольших текстов по сюжету иллюстраций, материалам
учебника. Наблюдение за объектами, явлениями природы и пересказ увиденного. Составление
(формулировка) вопроса и умение его задавать для уточнения тех или иных деталей выполнения задания
или предстоящей работы.
Речевая деятельность Понятие об устной и письменной речи; составление предложений, его
графическая схема и т. п.
Слушание. Слушать и слышать сказанное. Получать нужную информацию из сказанного и
выделять главную мысль.
Чтение. Чтение текстов учебника, его заданий. Чтение слов, предложений, текстов. Чтение
условия упражнений, заданий и составление плана выполнения. Понимание высказывания для его
выразительного озвучивания. Поиск (чтение) информации или пояснения в первоисточниках.
15

Говорение. Формирование форм общения (диалог, монолог, дискуссия).
Совершенствование умения общения в коллективе.
Речевая

культура.

Обращение друг

к

другу,

разговорные особенности:

с учителем,

одноклассниками, родственниками, незнакомцами. Место общения. Время общения. Общение в разных
жизненных ситуациях. Содержание и формы речи.
Речевые ситуации: обращение, вопрос, призыв, просьба, спор, диалоги
и т. д.
Средства речи: ударение, тон, сила голоса, тембр голоса, пауза, мимика,
жесты. Создание условий для удачного диалога с собеседником. Умение выслушать мнение
собеседника, тактично высказать свое мнение, усвоение правил культурного диалога. Орфоэпические
формы речи.
Письмо. Каллиграфические нормы записи букв. Правильное соединение букв. Правильное
списывание слов, предложений из заданного текста. Запись слов, предложений под диктовку. Запись из
услышанного теста нужной информации. Маленькие тексты: письмо, поздравление, сказки, пословицы и
т. д.
Номинативная функция слова. Его значение в речи. Слова, обозначающие действие предмета.
Словосочетания. Их графическое обозначение.
Слова, обозначающие признаки предмета. Словосочетания. Ихграфическое обозначение.
Проектная работа. Первая бумажная книга. История ее появления. Родословное дерево моих
предков. Моилюбимые домашние животные. Жемчужины народного творчества.
3

класс

Общие сведения
о
языке.
Русский
язык как государственный Российский
Федерации.
Родной (башкирский) язык –второй государственный язык республики Башкортостан.
Язык – средство сообщения информации. Общение на родном языке. Диалог. Этикет общения.
Фонетика и графика. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные по звонкости и
глухости, мягкости и твёрдости в заимствованных словах в башкирском языке. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками и т. п.
Орфоэпия. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков в башкирских словах. Ударение в
словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (повторение).
Особенности произношения слов с буквой в в начале слова: ваҡыт – [уаҡыт], Вәсилә – [үәсилә] и т. п.
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Развитие речи. Иллюстрации учебника.
Лексика. Лексическое значение слова (повторение). Прямое и переносное значение слова
(ознакомление); синонимы, антонимы (повторение).
Состав слова (морфемика). Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова, признаки однокоренных слов, выделение в слове корня. Окончание как изменяемая часть слова
(повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень. Окончание – значимые части
слова. Формообразующие и словообразующие окончания
16 слов.

Морфология. Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в
речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные,
обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы. Особенности одушевлённых имён
существительных в отличие от русского языка (только люди входят в одушевлённые, все остальные
объекты живой, например, животные, а также неживой природы, являются неодушевленными).
Категория как принадлежность имен существительных. Выражение категории принадлежности имени
существительного с помощью слов 1) мой (минең), твой (һинең), наш (беҙҙең); 2) с помощью
прибавления окончания -ныҡы, - неке, -ноҡо, -нөкө, -дыҡы, -деке, -доҡо, -дөкө, -тыҡы, -теке, -тоҡо, төкө, - ҙыҡы, -ҙеке, -ҙоҡо, -ҙөкөк корню слова. Образование имён существительных путём сложения и
повторения слов. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Виды
прилагательных: основной (төп): ҡыҙыл таҫма – красная лента; 2) условный (шартлы): яҙғы ел –
весенний ветер. Смысловая связь имени прилагательного с

именем

существительным. Глагол.

Значение, вопросы, употребление в речи. Грамматические признаки глагола (число, лицо). Место
глагола в предложении (в конце предложения). Смысловая связь глагола с именем существительным.
Синтаксис.
Предложение. Установление при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и
нераспространённые.Наблюдение за однородными членами в предложении.
Орфография и пунктуация. Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения ошибки, способы решения орфографической задачи. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов. Использование орфографического словаря для
уточнения написания слова.
Правила правописания и их применение:


заглавная буква в именах, фамилиях, кличках животных, географических названиях городов,

сёл и т. п. (повторение);


названия книг и произведений, газет, журналов; правописание окончаний в заимствованных

словах в башкирском языке; раздельноенаписание служебных слов (дә-да, ҙә-ҙа, лә-ла, тә-та);


слова, с буквами, обозначающие два звука (е, ё, ю, я);



слова с удвоенными согласными;



окончания имён существительных, в корне которых только гласные

ө – о (өкө – өкөнөң, һоло – һолоноң) и т. п.
Развитие речи. Виды речи (устная и письменная речь). Диалог. Речевые средства, помогающие
формулировать и аргументировать фактами своё мнение в диалоге. Договариваться и приходить к
общему мнению, выводу в совместной деятельности. Контролировать и устно координировать действия
при проведении парной и групповой работы. Составление монолога, текста.
Речевая деятельность. Слушание, говорение. Устная и письменная речь. Устное высказывание.
Общение. Выступление перед аудиторией. Письмо. Дневник. Сочинение небольших текстов (рассказов,
сказок и т. п.).
Чтение и письмо. Чтение текстов заданий, упражнений
17 и их условий

выполнения.
Чтение
текстов
разного
жанра
в учебнике.
Письменная
фиксация устной речи (записанная от руки или напечатанная на мониторе речь). Письменная речь:
изложение, сочинение, письмо, дневник, СМС- сообщения. Книга, учебник, журналы, газеты. Рассказ,
повесть, роман, сказка, стихотворение. Малые жанры: пословицы-поговорки, загадки. Правописание
названий художественных книг, учебников, журналов и газет,а также названий произведений.
Проектная работа (темы на выбор). Башкирские колыбельные песни. Современные
мультфильмы на башкирском языке. Башкирские имена людей в современном обществе. Детские
журналы республики Башкортостан. Языковые особенности сказки (самостоятельный выбор одной
башкирской детской сказки).
4 класс
Общие сведения о языке. Многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, в том числе в Республике Башкортостан. Родной (башкирский) язык – средство общения,
источник духовно- нравственного развития; правильная устная и письменная речь как показатель общей
культуры человека. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика. Система звуков башкирского языка. Характеристика, сравнение, анализ,
классификация вне слова и в слове по заданным параметрам.
Орфоэпия. Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков
и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами современного башкирского
литературного языка. Использование орфоэпического словаря башкирского языка при определении
правильного произношения слов и для решения практических задач.
Лексика. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, пословиц, поговорок. Выявление в
предложенных предложениях и текстах многозначности слов. Устная и письменная речь.
Многозначность слова
Повторение: переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Состав слова (морфемика). Состав изменяемых слов. Выделение в словах окончания, корня
(повторение изученного).
Морфология. Части речи. Имя существительное. Повторение: грамматическое значение, формы
имени существительного (число, лицо, падежи). Заимствованные слова и особенности их окончаний.
Разбор имени существительного как части речи.
Имя прилагательное. Общее значение, вопросы, употребление в речи (повторение пройденного).
Степени сравнения имён прилагательных. Образование имени прилагательного (простые случаи).
Разбор имени прилагательного как части речи.
Местоимение. Общее значение, вопросы, употребление в речи. Разряды местоимений.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол (повторение). Значение, вопросы, грамматические признаки (число, лицо, время),
употребление в речи. Основной глагол, состоящий только из корня. Образование глагола добавлением
окончания. Разбор глаголакак части речи.
Наречие. Значение, вопросы, употребление в речи. Виды наречий. Образование наречий
(простые случаи). Наречие и имя прилагательное (сравнение). Их функции в предложении.
Имя числительное (ознакомительно). Значение, вопросы, употребление в речи.
18

Синтаксис. Повторение: особенности структуры предложения в башкирском языке; главные и
второстепенные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые. Слова-обращения в
предложении. Повторение: устная и письменная речь; текст, заглавие; смысловые части текста.
Многозначность слова (синонимы, антонимы, омонимы). Исконно башкирские фразелогизмы. Письмо
сочинения или проектная работа.
Орфография и пунктуация.
Повторение правил правописания в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места
возможного возникновения ошибки. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и
предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для уточнения написания слова.
Правила правописания и их применение:


заглавная

буква

в

именах,

фамилиях,

кличках

животных,

географических названиях городов, сёл, стран и т. п. (повторение);


названия книг, газет, журналов;



правописание окончаний в заимствованных словах в башкирскомязыке;



раздельное написание служебных слов (ғына-генә, ҡына-кенә; дә-да,ҙә-ҙа, лә-ла, тә-та);



слова, с разделительными (твёрдыми, мягкими) знаками передбуквами, обозначающими

два звука (е, ё, ю, я);


слова с удвоенными согласными;



окончания имён существительных, в корне которых только гласные

ө – о (повторение);


правописание названий художественных книг, учебников, журналови газет, а также

названий произведений (повторение).
Развитие речи. Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, рекламная информация и др.);
диалог, монолог; текст и отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Изложение
(подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Чтение. Изучающее, ознакомительное чтение. Тема и основная мысль текста; заголовок текста с
опорой на тему и основную мысль; составление плана к заданным текстам.
Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на
основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
Письмо. Сочинение как вид письменной творческой работы. Письмо (после предварительной
подготовки) сочинения по заданным темам.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства
и выразительности письменной речи.
Речевая деятельность. Слушание, говорение. Устная и письменная
речь.
Слушание и понимание сказанного. Получение нужной информации из
19

сказанного и выделение главной мысли. Общение. Формирование форм общения (диалог, монолог,
дискуссия). Создание ситуаций общения с учётом цели, места общения и того, с кем оно происходит;
выбор адекватных языковых средств, в ситуации общения. Составление устного диалогического и
монологического высказывания (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия; создание небольших устных и письменных текстов (3–5
предложений) для конкретной ситуации письменного общения. Совершенствование умения общаться в
коллективе. Умение выслушать мнение собеседника, тактично высказать свое мнение, усвоение правил
культурного диалога. Речевые ситуации: обращение, вопрос, призыв, просьба, спор, диалог. Средства
речи: ударение, тон, сила голоса, тембрголоса, пауза, мимика, жесты.
Чтение. Осознанное чтение текста заданий, упражнений и их условий выполнения. Понимание
прочитанного, переработка полученной информациии её практическое использование.
Письмо. Списывание текстов объёмом не более 70 слов; письмо под диктовку объёмом не более
65 слов с учётом изученных правил правописания.
Письмо текста (заданного) с исправлением орфографических ошибок, с внесением дополнений и
поправок в содержании, вычеркивания лишнего и повторов; исправления неудачно построенных
предложений, устранения различного рода речевых ошибок. Письменная фиксация устной речи
(записанная от руки или напечатанная на мониторе речь). Письменная речь: изложение,
сочинение, письмо, дневник, СМС-сообщения.
Проектная работа (темы на выбор). Башкирские колыбельные песни. Современные
мультфильмы на башкирском языке. Имена людей. Детские журналы республики Башкортостан.
Языковые особенности сказки (самостоятельный выбор одной башкирской детской сказки).
Местоимения в загадках, пословицах и поговорках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности
гражданско-патриотического воспитания:


воспитание любви, уважения к своей Родине – России, а также к своей родной Республике

Башкортостан;


формирование умения учиться, способность к самообразованию и самовоспитанию;



осознание роли языка как средства общения;



положительное отношение к школе, бережное отношение к материальным ценностям

учебного заведения;


любовь

к

своему

родному

дому,

краю,

уважительное

бережное

отношение

к

одноклассникам, учителям и родственникам;


приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям башкирского народа;

привитие интереса к народному творчеству (сказкам, пословицам и поговоркам); воспитание
ценностного отношения к родному языку как хранителю
20 культуры, истории, традициям народа;

духовно-нравственного воспитания:


признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и

читательский опыт;


проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием

адекватных языковых средств, для выражения своегосостояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:


уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным

видам искусства, традициям и творчеству своегои других народов;


стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в

искусстве слова; осознание важности башкирского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:


соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в

окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе
языкового образования;


бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе

приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:


осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам

из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:


бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;



неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению башкирского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в 1–4 классах обучающийся
овладеет универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:


сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых

единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;


объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку; определять
21

существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;


находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного

учителем алгоритма наблюдения; анализироватьалгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделятьучебные операции при анализе языковых единиц;


выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе

предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;


устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым

материалом, делать выводы;
базовые исследовательские действия:


с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,

речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по

предложенному

плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;


формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов

проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);


формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового

материала;


прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных

или сходных ситуациях;
работа с информацией:


выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой

информации, для уточнения;


согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в

предложенном источнике: в словарях, справочниках;


распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании

предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);


соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила

информационной безопасности при поиске информации в Интернете

(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;


понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в 1–4 классах обучающийся
овладеет универсальными учебными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
22



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и

условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалогов и дискуссий;


признавать возможность существования разных точек зрения;



корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в

соответствии с поставленной задачей;


создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в

соответствии с речевой ситуацией;


готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о

результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;


подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:


формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в

коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;


принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно

разрешать конфликты;


ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад вобщий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в 1–4 классах обучающийся овладеет
универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:


планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:



устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные

действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;


соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,

характеристике, использованию языковых единиц;


находить

ошибку,

допущенную

при

работе

с

языковым

материалом, находить

орфографическую и пунктуационную ошибку;


сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно

оценивать их по предложенным критериям.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родной (башкирский) язык» в 1–4 классах обеспечить:


понимание роли языка как основного средства человеческого общения, осознание
23

башкирского языка как одной из главных духовно- нравственных ценностей башкирского народа;
понимание значения башкирского языка для освоения и укрепления народных традиций и культуры;
проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать;


сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства Российской Федерации, о месте башкирского языка среди других языков
народов России;


сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и

пунктуации башкирского языка;


сформированность умений применять полученные знания в речевой деятельности,

употреблять в речи изученную лексику, строить устные высказывания, используя усвоенную лексику и
полученные языковые знания, участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого
этикета;


сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на башкирском языке

(слушание, говорение, чтение и письмо) и умения составлять небольшие рассказы по заданной теме на
башкирском языке, используя полученные знания.
Планируемые результаты по классам1 класс
Обучающийся научится:


воспринимать на слух речь учителя на башкирском языке;



повторять за учителем слова, словосочетания, предложения;



распознавать слова, обозначающие название предмета, признакпредмета, действие

предмета (ознакомительно, без терминов);


различать слово и предложение;



слушать и понимать смысл предложения;



составлять графическую схему предложения;



использовать устно при составлении предложенийи в разговорнойречи служебные слова

(һәм, менән; ғына-генә, ҡына-кенә);


вставлять

слово

в

предложение

для

углубления

смысла

предложения;


различать звук и букву;



различать гласные и согласные звуки;

 составлять простую звуковую графическую модель слова (из 3–5 звуков);


определять ударный звук в слове;



понимать, что ударение в башкирском слове падает на последнийслог (звук);



изучить буквы алфавита, их названия; понимать функцию алфавита;



записывать по буквам услышанное слово или предложение;



составлять звуковую модель слова, состоящую из 3–4 звуков;преобразовать ее в

буквенную запись слова;
24



ориентироваться в тетрадном листе: различать горизонтальные,косые линии, рабочую

линию тетради;


уметь писать буквы правильно, соединять их по каллиграфическимнормам;



сравнивать начертания элементов букв, находить их сходства иотличия;



правильно

соединять

буквы

слова,

раздельно

писать

слова

в

предложении;


списывать предложение (3–4 слова), текст из 3–4 предложений (12–15 слов);



читать слова с ориентацией на гласный звук;



читать плавно слогами и постепенно переходить на чтение целымисловам;



списывать с учебника, доски слоги, слова, предложения (для началаиз трёх слов);



писать под диктовку слова (из 3–4 букв), предложение (из 3–4слов);



осознавать роль языка как основного инструмента общения людей;овладения знаниями в

школе, добывания информации;


участвовать в учебном диалоге под руководством учителя при обсуждении учебного

материала; 


осознавать, что в алфавите буквы представлены в определённом порядке; узнавать

одинаковые буквы алфавита башкирского и русского языков;


различать мягкие гласные [ә], [ө], [ү], [э] и твёрдые гласные звуки [а], [о], [у], [ы];



наблюдать и рассматривать таблицы гласных и согласных звуков (ознакомительное);



на слух различать и называть звуки слова;



составить звуковую модель слова, состоящую из 4–5 звуков;



сравнивать небольшие слова, отличающиеся одним звуком;



наблюдать за словом и сравнивать, сопоставлять, анализировать их звуки;



распознавать повествовательное и вопросительное предложения в тексте;



слушать данные виды предложений (озвучивает учитель) и услышать интонацию, повторять

за учителем и далее автоматизировать чтение с выражением;


правильно составлять предложение (из 3–5 слов) и рассказ (из 4–5 предложений) по

иллюстрациям; наблюдениям, заданному набору слов;


определять на слух самостоятельные (название предмета, признак предмета, действие

предмета) и служебные слова (һәм, менән; ғына-ҡына, генә-кенә); в тексте подчёркивать их
соответствующими линиями; уместно использовать их в устной и письменной речи;


распределять заданные слова по значению (название предмета, признак предмета, действие

предмета) на группы (части речи, без термина) и обозначение данной группы слов единой графикосимволической схемой;


работать с толковым словарём, изучить смысл незнакомого слова;



осознавать на слух специфическое произношение слов с твёрдыми [а], [о], [у], [ы] и мягкими

[ә], [ө], [ү], [и], [э] гласными звуками;


распознавать в тексте мягко произносимые и твёрдо произносимыеисконно башкирские
25

слова;


проводить

микроисследование:

наблюдать,

сравнивать

и

сопоставлять слова башкирского и русского языков (мәл–[мәл], мял –[м'ал]);


слушать слова и определять в слове ударный слог (гласный звук) ипонимать, что ударение

в башкирском слове падает на последний слог (звук);


писать

заглавную

букву

в

начале

предложения,

в

именах

и

фамилиях людей;


использовать небуквенные графические средства: пробел междусловами, знак переноса;



ставить знаки препинания (точка, вопросительный знак) в концепредложения;



контролировать и оценивать свою работу, корректировать записибукв, слова и

предложения;


проверять и исправлять ошибки в списанном тексте;



автоматизировать правильное письмо букв алфавита, соединенийбукв в слове и раздельное

написание слов в предложении;


списывать предложение (5–6 слов), текст из 5–6 предложений (10–15 слов);



писать под диктовку (обучающий диктант, 10–15 слов).
2 класс

Обучающийся научится:


составлять

предложение

слов,

(3–5

небольшие

тексты

3–5

предложений) по сюжету иллюстраций, материалам учебника;


наблюдать за объектами, явлениями природы и пересказыватьувиденное на родном

языке;
 определять значение слова по контексту или по толковому словарю;


выделять из потока башкирской речи нужную информацию;



правильно использовать в устной и письменной речи слова, обозначающие предмет,

действие предмета, признак предмета, и служебные слова;


определять

виды

предложений

(повествовательное,

вопросительное) и читать их с правильной интонацией;


понимать изменение смысла слова при замене одной буквы (звука) слова другой буквой

(звуком);


различать парные гласные по мягкости / твёрдости [ә] – [а], [ө] – [о], [ү] – [у] инепарные [ы],

[и], [э];


наблюдать специфическое языковое явление башкирского языка: чередование в словах

согласных звуков [ғ] – [ҡ], [г] – [к], [б] – [п];


распознавать слова, обозначающие название предмета и отвечающие на вопросы «кто?»,

«что?»;

делать?»;

распознавать слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы «что
26



распознавать слова, обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы «какой?»;



понимать роль (функцию) служебных слов (дә-да, ҙә-ҙа, лә-ла, тә- та; генә-кенә, ғына-



правильно писать слова с мягкими гласными [ә], [ө], [ү], [и], [э] (в середине слова) и

ҡына);
твёрдыми гласными [а], [о], [у], [ы];


правильно писать слова с сочетаниями [йә], [йө], [йү], [йы], [йо] в начале и в середине слова;



понимать правило написания слов с буквми е, ю, я, обозначающимидва звука в начале слова;



учитывать особенности написания слов с буквами е, ё, ю, я, заимствованных из русского

языка, и башкирских слов с этими же буквами;


понимать, что ударение в башкирских словах, как правило, падает на последний слог и при

добавлении окончания перемещается на последний слог;


понимать особенности произношения слов с буквой в в началеслова;



правильно списывать тексты (7–8 предложений) с выделениеморфограмм;



выделять в словах корень и окончание (простые случаи).
класс

3

Обучающийся научится:


объяснять

значение

башкирского

языка

как

государственного

языка

Республики

Башкортостан и русского языка – как государственного языка Российской Федерации;


осознавать, что овладение правильной устной и письменной речью – основное условие

получения знаний, развития личности;


понимать языковые явления: прямое и переносное значение слова (простые случаи);

распознаватьслова с одинаковым и противоположным значением;


распознавать на слух гласные и согласные звуки;



различать парные согласные по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости в

заимствованных словах в башкирском языке;
-использовать алфавит при работе со словарями, справочниками и т. п.;



соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;



ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного

башкирского литературного языка;


использовать орфоэпический словарь для решения практическихзадач;

производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами);
 определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;


выделять из текста слова, имеющие прямое и переносное значением;



выделять корень и окончание слова; подбирать к заданному слову однокоренные

(родственные) слова;


распознавать имя существительное: общее значение, вопросы,употребление в речи;
27



осознавать

особенности

одушевлённых/неодушевлённых

имён существительных

в

башкирском языкев отличие от русского языка;


различать два вида категории принадлежности имен существительных в башкирском языке

(с помощью слов 1) мой (минең), твой (һинең), наш (беҙҙең); 2) с помощью прибавления окончания ныҡы, -неке, - ноҡо, -нөкө, -дыҡы, -деке, -доҡо, -дөкө, -тыҡы, -теке, -тоҡо, -төкө, -ҙыҡы, - ҙеке, -ҙоҡо, ҙөкөк корню слова;


различать два способа образования имён существительных – способы сложения и

повторения слов;


распознавать имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи; виды

прилагательных (основной и условный);


распознавать наречие:значение, вопросы, употребление в речи;



распознавать глагол (общее значение, вопросы, употребление в речи);



изменять глаголы по числам, лицам;



устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в

предложении;

выделять



определять и подчёркивать в предложениях текста главные и второстепенные члены;
различия
распространённого
и
нераспространённогопредложений;
определять однородные члены в предложении;
осознавать место возможного возникновения ошибки и находитьспособы решения

орфографической задачи;


контролировать

и

осуществлять

самоконтроль

при

проверке

собственных и предложенных текстов;


использовать орфографический словарь для уточнения написанияслова;



пользоваться правилами правописания следующих орфограмм:



заглавная буква и правильное написание названий административных районов и городов

республики; названий книг, газет, журналов;





раздельное написание служебных слов (дә-да, ҙә-ҙа, лә-ла, тә- та);



слова, с буквами, обозначающими два звука (е, ё, ю, я);



слова с удвоенными согласными в заимствованных словах;

определять

вид

предложения

по

цели

высказывания

и

по

эмоциальной окраске;


формулировать и аргументировать фактами своё мнение в диалоге;



контролировать и устно координировать действия при проведениипарной и групповой

работы;


писать небольшие тексты: изложение, сочинение, письмо, СМС-сообщение (4–6

предложений);


правильно списывать тексты (8–9 предложений) с выделениеморфограмм;



записывать под диктовку текст (55–60 слов).
28

4 класс
Обучающийся научится:


осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации;

осознавать родной язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей каждой народности
России;


понимать, что родной (башкирский) язык – средство общения, источник духовно-

нравственного развития;


осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры

человека;


соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;



выявлять в предложениях и текстах многозначность слова;



осознавать особенности структуры предложения в башкирском языке;



определять однородные подлежащие и сказуемые предложения;



находить и объяснять значение слова-обращения в предложении;



использовать на практике общения устную и письменную речь;



составлять текст; делить его на смысловые части и озаглавливать;



наблюдать и выделять в тексте многозначные слова (исконнобашкирские

фразелогизмы;


наблюдать, сравнивать, анализировать,классифицировать звуки позаданным

параметрам;


пользоваться орфоэпическим словарём башкирского языка приопределении

правильного произношения слов;


проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемымиморфемами;

составлять схему состава слова;


определять принадлежность слова к определённой части речи;



определять

грамматические

признаки

имён

существительных:

число, лицо (категорию принадлежности), падеж;


распознавать заимствованные слова (имена существительные) взаданном тексте

(простые случаи);


изучать правописание окончаний (простые случаи) заимствованныхслов (имён

существительных);


распознавать в тексте имена прилагательные;



различать степени сравнения имени прилагательного;



давать характеристику имени прилагательному как части речи;



использовать имена прилагательные при составлении предложений,текстов;



распознавать в тексте местоимения;



осознавать значение наречия;
29



участвовать

в

мини-исследовательской

деятельности:

наблюдать

за

именем

время,

способ

существительным и местоимением, определить их сходства иразличия;


определять местоимения личные, указательные, вопросительные;



определять

грамматические

признаки

глагола:

число,

лицо,

образования;


проводить разбор глагола как части речи;



распознавать виды наречий;



участвовать в мини-исследовательской деятельности: определить сходства и отличия

наречия и имени прилагательного, их функции в предложении;


выделять из текста имена числительные;



распознавать имя числительное: определять значение, вид имени числительного;

задавать к нему вопрос, правильно употреблять в речи;


наблюдать за образованием имени числительного (простые случаи);



различать предложение, словосочетание и слово;



классифицировать предложения по цели высказывания;



различать распространённые и нераспространённые предложения;



распознавать предложения с однородными членами; использоватьпредложения с

однородными членами в речи;


производить синтаксический разбор простого предложения;



находить место орфограммы в слове и между словами на изученныеправила;



применять изученные правила правописания, в том числе: заглавная буква в названиях

книг, газет, журналов; правописание окончаний в заимствованных словах в башкирском языке,
раздельное написание служебных слов (ғына-генә, ҡына-кенә; дә-да, ҙә-ҙа, лә-ла, тә-та);
разделительный твёрдый и мягкий знаки в башкирских словах перед буквами е, ё, ю, я; слова, с
слова с удвоенными согласными в именах существительных и глаголах;


правильно списывать тексты объёмом не более 70 слов;



писать под диктовку объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил

правописания;


находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные

правила;


осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);

выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;


строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений),

соблюдая орфоэпические нормы, правильную информацию, нормы речевого взаимодействия;


создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной

ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки и др.);


определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
30

опорой на тему и основную мысль;


составлять план к заданным текстам;



осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);



осуществлять выборочный пересказ текста (устно);



писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданнымтемам;



осуществлять

ознакомительное,

изучающее

чтение,

поиск

информации;

формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;


объяснять своими словами значение изученных понятий;



работать над уточнением значения слова с помощью толкового словаря и других

источников.

31

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов) (Приложение).
Выделенное количество учебных часов на изучение разделов носит рекомендательный характер и может быть скорректировано для
обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом уровня подготовки обучающихся и количества часов, выделенных
образовательной организацией на изучение предмета.
1
Раздел
Синтаксис.
Лексика.
Развитие речи
(7 ч.)

класс – 80ч.
Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

Обучение грамоте (48 ч.)
Учебный диалог. Создание речевых ситуаций. Слушание и повторение за
учителем слов, словосочетаний, предложений.Умение понимать обращенную
речь. Ответы на вопросы. Различение слов: названия
предметов, действий, признаков и служебных слов. Ориентировка в тетрадном
листе: различать горизонтальные, косые линии, рабочую линиютетради. Письмо
элементов букв, штриховка, раскрашивание рисунков.
Беседа (диалог) по иллюстрациям учебника«Летние забавы», «Я –
школьник!». Ответы на вопросы. Формулировка выводов с опорой на
основную мысль иллюстраций. Составление предложений, текстов по
иллюстрации учебника «Летние забавы», «Я – школьник!»
Предложение. Вставка слова в предложение.
Слушать и понимать смысл предложения. Составление графической модели
Служебные слова (һәм, менән, ҡына-кенә, ғына- предложения. Составление предложений из заданных слов (из 3 –4 слов).
генә) в предложении. Использование
Распознавание служебных слов (һәм, менән, ҡына-кенә, ғынаслужебных слов в
генә) в предложении. Использование их в устной речи. Работа по
Речь (устная/письменная). Слова,
обозначающие предмет, действие предмета,
признак предмета (без термина,
ознакомительно).
Письмо. Письмо элементов букв,
штриховка, раскрашивание рисунков.
Развитие речи. Иллюстрации «Летние
забавы», «Я – школьник!»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».