Литературное чтение на родном языке НОО Ишбаевой И.Я.

РӘСӘЙ ФЕДЕРАЦИЯҺЫНЫҢ МӘҒАРИФ МИНИСТРЛЫҒЫ
Башҡортостан Республикаһының Мәғариф һәм фән министрлығы
муниципаль дөйөм белем биреү бюджет учреждениеһы
Ибрай ауылы урта дөйөм белем биреү мәктәбе
ҠАРАЛДЫ

КИЛЕШЕЛДЕ

РАҪЛАНДЫ

Педагогик кәңәшмәлә
Протокол № _1___
МО етәксеһе
________ Ишбаева И.Я.
"29" 08. 2023й.

Уҡыу-уҡытыу буйынса
директор урынбаҫары
__________ Ишбаев И.А.

Мәктәп директоры
__________ З.М. Идрисов

"30" 08. 2023й

"31" 08. 2023й.

Приказ № 103/1

2023-2024 уҡыу йылына
башланғыс дөйөм белем биреү мәктәбенең
4 класы өсөн “ Әҙәби уҡыу”ҙан
ЭШ ПРОГРАММАҺЫ

Төҙөнө: башланғыс кластар уҡытыусыһы,
Ишбаева Идария Якуповна

Ибрай 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на
родном (башкирском) языке» для 1–4 классов начального общего образования с
обучением на родном (башкирском) языке (далее – Программа) определяет содержание
учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на
родном (башкирском) языке».
Нормативная правовая база Программы:

 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 286);

 Примерная

основная образовательная программа начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);

 Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23 июня 2022
г.).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного образовательного стандарта. Программа
разработана для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан и других
регионов Российской Федерации, реализующих программы начального общего
образования с обучением на родном (башкирском) языке, и направлена на оказание
методической помощи

2

учителям, работающим с предметной областью «Родной язык и литературное чтение на
родном языке».
Содержание Программы выстроено в соответствии с системно- деятельностным
подходом и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее –
ФГОС НОО) к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке».
Программа разработана для обучающихся, владеющих башкирским языком.
Авторы-составители учебников и рабочих программ могут расширить объем и содержание
учебного материала; рекомендовать виды работ, способствующие развитию и воспитанию
обучающихся.
При реализации данной Программы образовательная организация вправе
применять различные образовательные технологии, в том числе средства электронного
обучения, ресурсы для дистанционного образования. Также может быть реализован
модульный принцип представления содержания Программы.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные образовательные планы, в том числе для
ускоренного обучения в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном
локальными актами образовательной организации.
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной
деятельности: предметные недели, экскурсии, тематические общешкольные мероприятия,
конкурсы и т. д.

3

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном
(башкирском) языке»
Родная литература – особый способ познания жизни, основная национальнокультурная ценность и явление мировой культуры, средство сохранения и передачи
нравственных норм и традиций.
Литературное чтение на родном (башкирском) языке – один из основных предметов
в системе подготовки обучающихся начальных классов, поскольку способствует
формированию позитивного и целостного мировосприятия обучающихся, отвечает за
воспитание нравственного, ответственного сознания. Также средствами данного учебного
предмета формируется функциональная грамотность обучающихся. Успешное освоение
курса литературного чтения на родном (башкирском) языке, ввиду наличия
межпредметных связей с родным языком, русским языком и литературным чтением на
русском языке, способствует результативному обучению другим предметам начального
общего образования, а также с дисциплиной «Родная (башкирская) литература» в средней
школе (5–9 классы).
Изучение родной литературы на начальном уровне способствует формированию
общеучебных навыков динамического чтения и умения работать с текстом, информацией,
а также развитию психических функций (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и
т. п.) младшего школьника, которые проявляются в умении наблюдать, сравнивать,
анализировать, обобщать учебный материал в процессе мини-исследования и находить
способы действия.
В основе курса «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» лежит идея
о том, что башкирская литература содержит в себе систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, башкирская литература тем самым устанавливает в
сознании обучающихся преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
башкирской национально-культурной традиции.

4

В содержание учебного предмета включены переведенные на башкирский язык
произведения отечественной и зарубежной литературы. Особую значимость среди них
представляют произведения русских классиков – А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П.
Чехова, Н. А. Некрасова, а также известных детских писателей В. А. Осеевой, В. В.
Бианки и др.
Кроме того, материал примерной программы «Литературное чтение на родном
(башкирском) языке» направлен на ознакомление обучающихся с: мировым фольклором
(украинскими, татарскими, дагестанскими, русскими, индийскими, японскими сказками);
произведениями русской литературы (М. Пришвина, С. Михалкова, П. Синявского, В.
Маяковского и др.); произведениями зарубежной литературы (Э. Хамингуэй, О. Уайльд,
Братьев Гримм, Ш. Перро и др.).
Данные тексты, нацеленные на гражданско-патриотическое, духовнонравственное, трудовое, экологическое воспитание младших школьников, дают
возможность осознать литературу как явление национальной и мировой культуры, как
средство сохранения и передачи духовно-нравственных ориентиров и соотнести ценности
русской литературы с родной башкирской.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(башкирском) языке»
Цель изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке» – овладение правильным, осознанным, беглым и выразительным чтением на
башкирском языке; развитие речевой деятельности как базы для коммуникативных
умений; формирование нравственных представлений и воспитание ценностного
отношения к башкирской литературе как существенной части родной культуры.
Задачи изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке:

 развитие познавательных способностей посредством литературного учебного
материала и читательских умений понимать, оценивать, анализировать содержание и
специфику различных текстов;

5

 формирование интереса к башкирской литературе как источнику историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, значимых для национального
сознания и отраженных в родной литературе;

 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях родного
(башкирского) языка на основе изучения произведений башкирской литературы;

 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания
устных и письменных высказываний на тему прочитанного.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного
предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке»
Содержание учебного предмета в Программе включает разделы: «Я умею читать!»
(1 класс), «Читай, размышляй, рассуждай!» (2 класс), «День знаний» (3 класс), «Моя
школа – как родной дом» (4 класс). В указанных разделах представлены избранные
произведения башкирских классиков и современных писателей.
Особое место уделено произведениям, способствующим формированию у
обучающихся гражданско-патриотических качеств. Такие произведения представлены в
разделах «Путешествие в страну красоты души и поступков» (1 класс), «Мой родной дом,
моя земля – мой свет души» (2 класс), «Мой дом, моя страна, мой народ – моё будущее»
(3 класс), «Знай историю своей Родины!» (4 класс). Содержание произведений
раскрывает смысл понятий Родина, родная земля, богатства земли, наследие предков и т.
п. Таким образом, направленность текстов на воспитание любви к Родине и бережного
отношения к ее богатствам стала основным принципом отбора литературных
произведений в Программе.
Еще одним важным показателем зрелой личности служит сформированность
духовно-нравственных качеств (готовность прийти на помощь, способность к
взаимовыручке и сопереживанию, уважительное

6

отношение к окружающим и др.). Соответствующие тексты представлены в разделах
«Красив тот, кто красиво поступает» (2 класс), «Поступки всегда говорят больше, чем
слова» 3 класс), «Дорожи дружбой друзей» (4 класс). Произведения указанных разделов
развивают познавательный интерес к внутреннему миру человека, его эмоциональнонравственным ориентирам, а также раскрывают широкие возможности для размышления
о ценностях жизни, о морально-этических правилах взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми. Произведения, вошедшие в вышеуказанные разделы, подобраны с учётом
психологических особенностей и возрастных возможностей обучающихся.
Особую значимость имеет литературные произведения, представленные в разделах
«Малыши и мамы» (1 класс), «Богатство, изобилие, благополучие – плоды упорного труда»
(2 класс), «Труд красит человека» (4 класс), которые нацелены на формирование у
обучающихся установки на здоровый образ жизни, эмоционального благополучия, а также
основ трудового воспитания.
Главными героями значительного количества произведений, включенных в
Программу, выступают сверстники младших школьников, чтобы обучающиеся могли
открыть для себя необходимые культурно- исторические понятия через их восприятие.
Также в Программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные
эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных
ориентиров. Отобранные произведения позволяют обучающимся глазами сверстников
увидеть родную башкирскую культуру в разные исторические периоды. Кроме того, в
Программе представлено значительное количество произведений современных авторов,
эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.
Изучаемые в ходе курса произведения дают обучающимся возможность включить в
сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные
средствами других видов искусства, что позволяет представить диалог искусств в родной
башкирской культуре.

7

Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в
соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент
содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных
авторов учителя могут включать в рабочие программы на свое усмотрение, с учетом
национально-культурной специфики региона.
Место

учебного предмета «Литературное чтение на
(башкирском) языке» в учебном плане

родном

В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Литературное чтение на родном
языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» и является обязательным для изучения.
Как систематический курс литературное чтение на родном (башкирском) языке
начинается в 1 классе после курса «Обучение грамоте» по учебнику «Букварь» («Әлифба»).
В образовательных организациях с башкирским языком обучения в 1 классе на
изучение предмета (без учета обучения грамоте) отводится 17 часов (1 час в неделю, 17
недель), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 недели).
Таким образом, общее количество времени на четыре года обучения с 1 по 4 класс
ориентировочно составляет 119 часов.
Для более интенсивного и углубленного изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (башкирском) языке» образовательная организация
вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения учебного
предмета, за счет часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
4 класс
Раздел 1. «Моя школа, как мой родной дом»
Ф. Рахимгулова. Стихотворение «Белем байрамы» («Праздник знания»). С.
Алибаев. Стихотворение «Ҡояшлы китап» («Солнечная книга»). Ф. Губайдуллина.
Стихотворение «Мәктәбемә» («Школе»). З. Биишева «Ҡояш нимә ти?» («Что говорит
солнце?»).

9

Стихотворение-монолог, стихотворение-обращение, стихотворение- диалог.
Тематика произведения, идея. Замысел поэтического произведения. Лирический герой.
Настроение, переживания и мысли лирического героя. Уважение к учителю,
благодарность школе. Мотивация к учебной деятельности. Личностный смысл учения.
Раздел 2. «Дорожи дружбой друзей!»
М. Гафури. Рассказ «Ҡыр ҡаҙы» («Дикий гусь»). Д. Буляков. «Яңы дуҫ» («Новый
друг»). Г. Юнысова. «Әсәйем һүҙҙәре» («Слова матери»). Р. Габдрахманов.
«Ысын дуҫлыҡ» («Настоящая дружба»). Р. Байбулатов.
«Күгәрсендәр утрауы» («Островок голубей»). Ю. Ильясова. Сказка «Сәтләүек- ҡыҙ»
(«Девочка-орех»).
Башкирский писатель М. Гафури. Его творческий путь (краткая информация).
Рассказы о дружбе. Время и место событий, происшествий в рассказе. Заглавие,
смысловые части, замысел произведения (повторение). Отношение автора, обучающегося,
учителя к герою произведения. Обсуждение и оценка событий, поступков героев.
Характеристика портрета героя. Воспитательное значение произведения.
Раздел 3. «Труд красит человека»
Р.
Габдрахманов.
Рассказ
«Имән
шары»
(«Дубовый
шар»). Р.
Габдрахманов. «Капитан» («Капитан»). М. Ахметшин. «Кәрәҙле бал» («Сотовый мёд»). Р.
Байбулатов. Рассказ «Сәсәкәләр мажараһы» («Приключения с цветами»).
Автор произведения. Особенности его произведения. Тема и сюжет рассказа, герои
(персонажи), их поступки (повторение). Средства художественной выразительности:
синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры; осмысление их значения. Значение труда в
жизни человека.
Проектная работа «Моя школа – как мой родной дом».
Раздел 4. «Легко ли стать уверенным, сильным и успешным человеком?»

10

Н. Гаитбаев. Сказка «Аҡбулат батыр» («Акбулат батыр»). М. Ахметшин. Рассказ
«Бер урам малайҙары» («Мальчики из одной улицы»). И. Тимерханов. Стихотворение
«Шишмә» («Родник»). С. Латипов. Рассказ «Еләк ерҙә бешә» («Ягода поспевает на
земле»). Л. Якшибаева. «Аҡтырнаҡ» («Актырнак»).
Особенности художественных жанров (рассказ, сказка). Тематика (идея), главная
мысль, структуры сюжета. Своеобразие выразительных средств языка, построения сюжета
и т. п. Схожесть тем, идей, поступков героев. Тема добра и зла в рассказах авторов и в
народных, авторских сказках. Поступки героев с точки зрения морали. Произведения
писателей о развитии личностных качеств человека.
Раздел 5. «Родная земля моя!»
А. Игебаев. Стихотворение «Ҡәҙерле тыуған ерем!» («Дорогая моя, родная
земля!»), поэма «Урал» («Урал») (отрывок). Я. Хамматов. «Салауат» («Салават»)
(отрывок из романа «Салават»). Ф. Исянгулов. Рассказ
«Баҫыуҙағы күл» («Озеро на поле»). А. Игебаев. «Урал ҡояшы» («Солнце Урала»),
«Тыуған ерем минең» («Родная моя земля»).
Стихотворные произведения о родном крае. Воспевание природных просторов,
трудолюбивых, сильных духом народов родного края. Художественные жанры поэма
(поэзия), рассказ. Особенности структуры текста. Разнообразие идеи произведений.
Глубина идеи, замысла художественных жанров.
Раздел 6. «Знай историю своей Родины!»
М. Карим. Повесть «Беҙҙең өйҙөң йәме» («Радость нашего дома») (отрывок),
«Билдәһеҙ һалдат» («Неизвестный солдат»). Ф. Акбулатова. Рассказ «Атай икмәге»
(«Отчий хлеб»). Ф. Тугызбаева. Стихотворение
«Икмәк» («Хлеб»).
Разнообразие художественных жанров (рассказ, стихотворение, повесть).
Прозаическая и поэтическая речь. Художественные и структурные особенности
содержания повести. Смысловые части повести. Место и время событий данного
художественного жанра.

11

Раздел 7. «Произведения русских и зарубежных писателей»
А. Пушкин. Сказка «Балыҡсы һәм балыҡ хаҡында әкиәт» («Сказка о рыбаке и
рыбке») (перевод А. Ягафаровой). А. Чехов. Рассказ «Аҡмаңлай» («Белолобый»)
(переводчик неизвестен). В. Бианки. «Кәкүк балаһы» («Кукушкин птенчик») (переводчикк
неизвестен). С. Михалков. «Китап һөйөүсе» («Любитель книг») (перевод К. Даян). Ш.
Перро. Сказка «Ҡыҙыл ҡалпаҡ» («Красная шапочка») (перевод А. Ягафаровой). Братья
Гримм. Сказка
«Аҡыллы көтөүсе» («Умный пастух») (переводчик неизвестен). Японская сказка «Йәшлек
шишмәһе» («Родник молодости») (переводчик неизвестен). А Ванаг. Рассказ «Аҡҡош»
(«Лебедь») (переводчик неизвестен).
Произведения русских классиков и мировой литературы. Особенности сюжета
произведений авторов. Единство идей произведений – добро побеждает зло.
Национальное своеобразие сравнений, олицетворения, метафор; их значение в
художественной речи.
Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли. Композиционные
особенности произведения. Рассуждение (монолог). Диалог героев. Художественный
вымысел
Проектная работа по фильму «Сестрёнка», снятому по повести М. Карима
«Радость нашего дома» (2019, реж. А. Галибин).
Виды речевой и читательской деятельности
Распределенное по классам содержание обучения сопровождается деятельностным
наполнением образовательного процесса, направленным на развитие речевых навыков
обучающихся.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство родной (башкирской) речи; умения
отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по его
содержанию.
Чтение

12

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового чтения к плавному
осмысленному чтению целыми словами вслух (скорость чтения соответствует
индивидуальному темпу чтения, позволяющему осознать текст). Соблюдение при чтении
орфоэпических норм. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя доступных по объему и жанру произведений с пониманием их
смысла. Особенности разных видов чтения.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику башкирской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с
опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе башкирского речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
обучающихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших письменных высказываний по проблематике изучаемых
произведений.
Библиографическая культура. Выбор книг по обсуждаемой проблематике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, материалов сети
интернета, содержащих сведения о башкирской культуре.
Круг детского чтения

13

Произведения башкирского устного народного творчества. Фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций башкирского народа.
Произведения классиков башкирской литературы XIX–ХХ вв. и современной
отечественной литературы, отражающие национально- культурные ценности и традиции
родного народа, особенности его мировосприятия.
Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о
становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях башкирского народа
(первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для башкирской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох (любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др.); черты башкирского национального характера
(доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др.); башкирские
национальные традиции (единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др.);
семейные ценности (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей). Чтение башкирской литературы, отражающей культуру семьи, мир детства
(взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками;
осознание себя носителем и продолжателем башкирских народных традиций).
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей родной башкирской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления башкирского народа о мире природы, отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в поэзии и прозе.

14

Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, стихотворение, отрывки из повести. Прозаическая и
поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет;
пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений, олицетворения, метафор; их
значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных
литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной
задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению / на
репродукции картин художников.

15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (башкирском)
языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке» в 1–4 классах у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
—

становление ценностного отношения к своей Родине — России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного
—

края;
—

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
—

—

признание индивидуальности каждого человека;

—

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
—

16

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
—

трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
—

—

бережное отношение к природе;

—

неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:
—

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные
интересы,
активность,
любознательность и самостоятельность в познании.
—

инициативность,

Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными
познавательными действиями:
базовые логические действия:

 сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;

17

 объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;
 определять существенный признак для классификации текстов,
классифицировать предложенные тексты;
 находить закономерности и противоречия в текстовом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;

 выявлять

недостаток
информации
для
практической задачи на основе предложенного алгоритма;

решения

учебной

и

 устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы;
базовые исследовательские действия:

 с помощью учителя формулировать цель;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);

 выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

 выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;

 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей,
справочников);

 соблюдать

с
помощью
взрослых
(учителей,
родителей/законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;

18

 анализировать

и создавать
текстовую,
звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

видео,

графическую,

 понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными
коммуникативными действиями:
общение:

 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

 проявлять

уважительное
правила ведения диалога и дискуссии;

отношение

к собеседнику,

соблюдать

 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);

 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
совместная деятельность:

 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

19

 проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;

 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять

совместные

проектные

задания

с

опорой

на

предложенные образцы.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными
действиями:
самоорганизация:

 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;

 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:

 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;

 соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей по анализу
текста;
—

находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
Предметные результаты

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке» в 1–4 классах обеспечивает:

 понимание места и роли башкирской литературы в едином культурном
пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;

 первоначальные

представления о взаимодействии, взаимовлиянии
взаимообогащении литератур разных народов, о роли фольклора и

20

и

художественной литературы башкирского народа в создании особого культурного,
морально-этического и эстетического пространства;

 освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных
понятий теории литературы (чтение вслух, чтение про себя, жанры художественных и
фольклорных произведений, анализ прочитанных литературных произведений,
изобразительные и выразительные средства башкирского языка);

 приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в
текстах, сформированность читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся
(использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое), работа с текстом (вопросы к тексту, план текста), чтение по ролям,
выполнение творческих работ).
Предметные результаты по классам
4 класс
Обучающийся научится:

 читать выразительно со скоростью 80–90 слов в минуту;
 понимать основную мысль прочитанного после первичного чтения;
 понимать смысл и значение понятий теории литературы: стихотворениемонолог, стихотворение-обращение, стихотворение-диалог, композиция, идея, повесть,
изобразительно-выразительные средства (синоним, антоним, эпитет, метафора)
башкирского языка;

 выделять тематику произведения, его идею;
 владеть понятием лирический герой, разграничивать лирического героя и
автора; понимать мысли, настроение, переживания лирического героя;

 понимать художественный вымысел в произведении;
 аргументировать свою точку зрения о произведении/герое/событии с опорой на
текст;

 использовать разные виды чтения – ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое;

 составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);

 самостоятельно

выбирать
интересующую
литературу;
пользоваться
справочными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом) для получения
дополнительной информации.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов) (Приложение).
4 класс – 34 ч.
Раздел

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

22

«Моя школа, как мой
родной дом»
(2 ч.)

Ф. Рахимгулова. Стихотворение «Белем байрамы»
(«Праздник знания»).
С. Алибаев. Стихотворение «Ҡояшлы китап»
(«Солнечная книга»).
Ф. Губайдуллина. Стихотворение «Мәктәбемә»
(«Школе»).
З. Биишева. «Ҡояш нимә ти?» («Что говорит
солнце?»).
Стихотворение-монолог, стихотворениеобращение, стихотворение-диалог.
Тематика произведения, идея.
Замысел поэтического произведения.
Лирический герой.
Настроение, переживания и мысли лирического
героя.
Мотивация к учебной деятельности. Личностный
смысл учения

23

Слушание произведения в исполнении одноклассника или
самостоятельного прочтения.
Выборочное чтение, согласно поставленной задаче, определение
тематики и идеи произведения.
Интерпретация произведения.
Обсуждение и оценка поступков героев.
Определение основной мысли, настроения и переживания
лирического героя.
Определение признаков стихотворения-монолога, стихотворенияобращения, стихотворения-диалога, особенностей построения
стихотворения.
Работа над изучением выразительных средств языка произведения
(синоним, антоним, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора).
Понимание личностного смысла учения и роль книги в развитии
личности.
Мотивация к учебной деятельности.
Воспитание уважения к учителю, благодарности к школе

«Дорожи дружбой
друзей!»
(5 ч.)

М. Гафури. Рассказ «Ҡыр ҡаҙы» («Дикий гусь»).
Д. Буляков. «Яңы дуҫ» («Новый друг»).
Г. Юнысова. «Әсәйем һүҙҙәре» («Слова матери»).
Р. Габдрахманов. «Ысын дуҫлыҡ» («Настоящая
дружба»).
Р. Байбулатов «Күгәрсендәр утрауы» («Островок
голубей»).
Ю. Ильясова. Сказка «Сәтләүек-ҡыҙ» («Девочкаорех»).
Башкирский писатель М. Гафури.
Его творческий путь (краткая информация).
Рассказы о дружбе.
Время и место событий, происшествий в
рассказе.
Заглавие, смысловые части, замысел

24

Беглое выразительное чтение текста.
Эмоциональное восприятие и осмысление информации,
поступков героев, событий, представленных в текстах.
Овладение навыками поискового выборочного чтения.
Определение замысла прочитанного.
Характеристика героя.
Оценивание их поступков.
Правильное формулирование вопросов по содержанию текста и
умение задавать их собеседнику.
Слушание его ответа и оценивание.
Выразительное чтение по ролям фрагментов произведение, их
инценирование.
Овладение умениями вести диалог на башкирском языке, слушать
и слышать собеседника, понимать иную точку зрения, в случае

«Труд красит
человека»
(4 ч.)

произведения (повторение).
Отношение автора, обучающегося, учителя к
герою произведения.
Обсуждение и оценка событий, поступков героев.
Характеристика портрета героя.
Воспитательное значение произведения
Р. Габдрахманов. Рассказ «Имән шары»
(«Дубовый шар»).
Р. Габдрахманов «Капитан» («Капитан»).
М. Ахметшин «Кәрәҙле бал» («Сотовый мёд»).
Р. Байбулатов. Рассказ «Сәсәкәләр мажараһы»
(«Приключения со цветами»).
Автор произведения.
Особенности его произведения.
Тема и сюжет рассказа, герои (персонажи), их
поступки (повторение).
Средства художественной выразительности:
синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры;
осмысление их значения.
Значение труда в жизни человека

25

несогласия с ней спокойно отстаивать свое мнение, аргументируя
фактами из содержания произведения.
Проявление сопереживания, доброжелательности взаимопомощи
к героям произведения, друзьям, своим одноклассникам.
Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Беглое и выразительное чтение.
Понимание темы прочитанного произведения, его основной
мысли.
Наблюдение за действиями (поступками) героя, сравнение его
поступков с поступками других.
Анализ происходящих событий, с опорой на свой жизненный
опыт и на основе изученных фактов сформулировать заключение
(вывод).
Определение в тексте языковых средств художественной
выразительности и использование их в речи.
Определение логически-смысловых частей, темы и сюжета
произведения, героев и их поступков.
Составление плана и пересказ содержания.
Привитие бережного отношения к материальным и духовным
ценностям окружающей действительности.
Адекватное оценивание результатов своей учебной деятельности
и труда взрослых, в том числе и учителя.
Осознание того, что труд является основой всех материальных и
духовных благ человечества.
Составление устного рассказа на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов)

«Легко ли встать
уверенным, сильным
и успешным
человеком?»

Н. Гаитбаев. Сказка «Аҡбулат батыр» («Акбулат
батыр»).
М. Ахметшин. Рассказ «Бер урам малайҙары»
(«Мальчики из одной улицы»).

26

Понимание темы прочитанного произведения, его основной
мысли.
Участие в процессе литературного мини-исследования,
постановки задачи и её решении.

(5 ч.)

И. Тимерханов. Стихотворение «Шишмә»
(«Родник»).
С. Латипов. Рассказ «Еләк ерҙә бешә» («Ягода
поспевает на земле»).
Л. Якшибаева «Аҡтырнаҡ» («Актырнак»).
Особенности художественных жанров (рассказ,
сказка).
Тематика (идея), главная мысль, структуры
сюжета.
Своеобразие выразительных средств языка,
построения сюжета и т. п.
Схожесть тем, идей, поступков героев.
Тема добра и зла в рассказах авторов и в
народных, авторских сказках.
Поступки героев с точки зрения морали.
Произведения писателей о развитии личностных
качеств человека

27

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
литературной исследовательской деятельности, поиском средств
её осуществления и практического применения нового способа
действия.
Выборочное и поисковое чтение.
Формулирование вывода.
Восприятие языковых средства художественной выразительности
и их уместное использование в речи.
Характеристика поступков героев с точки зрения морали,
аргументирование своей точки зрения о поступках героя.
Наблюдение за развитием событий и определение смысловых
частей произведения, их оглавление, составление плана и пересказ
содержания текста.
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни на
примере положительных героев произведения.
Развитие мотивации к творческому труду, на его результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям
народного богатства

«Родная земля моя!»
(4 ч.)

А. Игебаев. Стихотворение «Ҡәҙерле тыуған
ерем!» («Дорогая моя, родная земля!»), поэма
«Урал» («Урал») (отрывок).
Я. Хамматов. «Салауат» («Салават») (отрывок из
романа «Салават»).
Ф. Исянгулов. Рассказ «Баҫыуҙағы күл» («Озеро
на поле»).
А. Игебаев. «Урал ҡояшы» («Солнце Урала»),
«Тыуған ерем минең» («Родная моя земля»).
Стихотворные произведения о родном крае.
Воспевание природных просторов,
трудолюбивых, сильных духом народов родного
края.
Художественные жанры поэма (поэзия), рассказ.

28

Самостоятельное чтение произведения и осмысление его
содержания.
Понимание темы, глубину идеи, замысла художественных
жанров.
Определение и понимание художесвенных особенностей поэмы и
рассказа, структуры текста, языковых средств художественной
выразительности и уместное употребление их в устной речи.
Правильное формулирование вопроса и умение задавать его
собеседнику в процессе интерпретации произведения.
Оценивание ответа собеседника.
Чтение по ролям фрагментов из произведения, выборочное
чтение.
Воспитание бережного отношения к природе, материальным и
духовным ценностям, уважения к трудолюбивому и сильного

«Знай историю своей
Родины!»
(4 ч.)

Их особенности структуры текста.
Разнообразие идеи произведений.
Глубина идеи, замысла художественных жанров
М. Карим. Повесть «Беҙҙең өйҙөң йәме»
(«Радость нашего дома») (отрывок), «Билдәһеҙ
һалдат» («Неизвестный солдат»).
Ф. Акбулатова. Рассказ «Атай икмәге» («Отчий
хлеб»).
Ф. Тугызбаева. Стихотворение «Икмәк»
(«Хлеб»).
Разнообразие художественных жанров (рассказ,
стихотворение, повесть).
Прозаическая и поэтическая речь.
Художественные и структурные особенности
содержания повести.
Смысловые части повести.
Место и время событий данного
художественного жанра

29

духом народу родного края
Понимание темы прочитанного произведения, его основной
мысли.
Развитие познавательного интереса к истории своей Родины,
родного края.
Выбор источника исторической информации соответственно теме
и цели деятельности: учебник, словарь, справочник,
энциклопедия, сеть интернета и т. п.
Согласно заданному алгоритму находить в нужном источнике
информацию, представленную в явном виде.
Использование разных видов чтения – ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое.
Распознавание достоверной и недостоверной информации
самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа ее проверки (с помощью словарей, справочников).
Объяснение специфических особенностей языковых средств
башкирской художественной выразительности.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов,
находить выходы из спорных ситуаций, признавать возможность
существования разных точек зрения.
Знание истории своего края, своей Родины.
Уважительное отношение и чувства гордости к историческому
прошлому России, родного края

«Произведения
русских и
зарубежных
писателей»
(8 ч.)

А. Пушкин. Сказка «Балыҡсы һәм балыҡ
хаҡында әкиәт» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
(перевод А. Ягафаровой).
А. Чехов. Рассказ «Аҡмаңлай» («Белолобый»)
(переводчик неизвестен).
В. Бианки. «Кәкүк балаһы» («Кукушкин

30

Привитие навыков самостоятельного чтения произведения.
Выборочное чтение.
Развитие умения интерпретировать произведение.
Полная характеристика портрета, поступков героев и
высказывание своего отношения к тем или иным событиям
происходящего.

птенчик») (переводчик неизвестен).
С. Михалков «Китап һөйөүсе» («Любитель
книг») (перевод К. Даян).
Ш. Перро. Сказка «Ҡыҙыл ҡалпаҡ» («Красная
шапочка») (перевод А. Ягафаровой).
Братья Гримм. Сказка «Аҡыллы көтөүсе»
(«Умный пастух») (переводчик неизвестен).
Японская сказка «Йәшлек шишмәһе» («Родник
молодости») (переводчик неизвестен).
А. Ванаг. Рассказ «Аҡҡош» («Лебедь»)
(переводчик неизвестен).
Произведения русских классиков и мировой
литературы.
Особенности сюжета произведений авторов.
Единство идей произведений – добро побеждает
зло.
Национальное своеобразие сравнений,
олицетворения, метафор, их значение в
художественной речи.
Герой произведения: его портрет, речь, поступки,
мысли.
Композиционные особенности произведения.
Рассуждения (монолог).
Диалог героев.
Художественный вымысел

31

Определение художественного вымысла автора.
Анализ композиционных особенностей произведений.
Наблюдение за сюжетной линией разных художественных жанров
в соответствии с временем, места происхождения событий,
ситуаций и т. п.
Развитие познавательного интереса к произведениям русских
писателей и мировой литературы.
Формирование российской гражданской идентичности,
уважительного отношения и интереса к художественной культуре,
восприимчивости к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов

Проектная работа
(1 ч.)

О фильме «Сестрёнка», снятом по повести
Мустая Карима «Радость нашего дома»

Организация деятельности над индивидуальной или групповой
проектной работой.
Составление плана пошаговой реализации её этапов.
Принятие цели и задач совместной деятельности.
Коллективное построение плана действий по достижению цели
(распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы).

32

Работа в парах, малых группах, командах.
Проявление готовности руководить участниками малой рабочей
группы или выполнять поручения, подчиняться.
Ответственное выполнение своей части работы.
Выступление перед классом
Резерв – 1 ч.

33

Әҙәби уҡыуҙан дәрес планы
№

Тема

Сәғәттәр һаны
Бөтә
һе

Конт.
эш

Эш төрҙәре

Практ.
эш

Ф. Рахимгулова. «Белем байрамы»
С. Алибаев. «Ҡояшлы китап»
Ф. Губайдуллина. «Мәктәбемә»
З. Биишева. «Ҡояш нимә ти?»
М. Гафури. Рассказ «Ҡыр ҡаҙы»
Д. Буляков. «Яңы дуҫ»

1

5

Г. Юнысова. «Әсәйем һүҙҙәре»
Р. Габдрахманов. «Ысын дуҫлыҡ»

1

Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;

6

Р. Байбулатов «Күгәрсендәр утрауы

1

7

Ю. Ильясова. Сказка «Сәтләүек-ҡыҙ»

1

Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;

8

Р. Габдрахманов. Рассказ «Имән шары»

1

9

Р. Габдрахманов «Капитан»

1

10 М. Ахметшин «Кәрәҙле бал»

1

11 Р. Байбулатов. Рассказ «Сәсәкәләр мажараһы»

1

1
2
3
4

1
1
1

Н. Гаитбаев. Сказка «Аҡбулат батыр»

1

13 М. Ахметшин. «Бер урам малайҙары»

1

14 И. Тимерханов. «Шишмә»

1

15 Л. Якшибаева «Аҡтырнаҡ»

1

12

16

А. Игебаев. «Ҡәҙерле тыуған ерем”

1

17

Поэма«Урал». Уҡыу техникаһын тикшереү

1

18 Я. Хамматов. «Салауат».

1

19 Ф. Исянгулов. «Баҫыуҙағы күл»

1

20 А. Игебаев. «Урал ҡояшы», «Тыуған ерем минең»

1

21

Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Әңгәмә
Әңгәмә

М. Карим. «Беҙҙең өйҙөң йәме»

1

34

Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
1

Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;

22

Ф. Акбулатова. «Атай икмәге “

1

23

Ф. Акбулатова «Атай икмәге

1

24

Ф. Тугызбаева. «Икмәк» («Хлеб»).

1

25

А. Пушкин. Сказка «Балыҡсы һәм балыҡ
хаҡында әкиәт»

1

26

А. Чехов. «Аҡмаңлай»

1

27 В. Бианки. «Кәкүк балаһы»

Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;

1

28

С. Михалков «Китап һөйөүсе»

1

29

Ш. Перро. «Ҡыҙыл ҡалпаҡ

1

30

1
Братья Гримм. «Аҡыллы көтөүсе»

31

Япон әкиәте “Йәшлек шишмәһе”

1

32 А. Ванаг. «Аҡҡош»

1

33 Уҡыу техникаһын тикшереү
34 М. Карим. «Беҙҙең өйҙөң йәме» Әҫәр буйынса
проект әҙерләү

1
1

1

34

3

Бөтәһе

35

1

1

Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;
Шыма уҡыу;
Телмәр үҫтереү;
Тикшереү эше
Әңгәмә; Телмәр
үҫтереү;

Приложение
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1. Аллабердина М. Р. Методические указания к учебнику «Әҙәби
уҡыу» («Литературное чтение») 3 для классаобщеобразовательных
организаций с родным (башкирским) языком обучения. Учебник – Уфа:
Издательство ГУП РБ БИ «Китап» имени Зайнаб Биишевой, 2017. – 155 с.
2. Иксанова Р. М., Казыханова З. И. Методические указания к
учебнику «Әҙәби

уҡыу» («Литературное

чтение») для

1 класса

общеобразовательных организаций с родным (башкирским) языком
обучения. Учебник – Уфа: Издательство ГУП РБ БИ «Китап» имени Зайнаб
Биишевой, 2017. – 137 с.
3. Казыханова З. И. Методические указания к учебнику «Әҙәби
уҡыу» («Литературное чтение») для 2 класса общеобразовательных
организаций с родным (башкирским) языком обучения. Учебник – Уфа:
Издательство ГУП РБ БИ «Китап» имени Зайнаб Биишевой, 2017. – 186 с.
4. Мавлиярова А. Т. Зайниева Р. А. Методические указания к
учебнику «Әҙәби

уҡыу» («Литературное

чтение») для

3 класса

общеобразовательных организаций с родным (башкирским) языком
обучения.

Методические

указания

к

учебнику

«Әҙәби

уҡыу»

(«Литературное чтение») для 3 класса общеобразовательных организаций
с родным (башкирским) языком обучения– Уфа: Издательство ГУП РБ БИ
«Китап» имени Зайнаб Биишевой, 2017. – 186 с.
Обучающие материалы
5. Башҡорт

халыҡ

ижады.

Беренсе

китап.

Йырҙар.

–

Өфө:

Башҡортостан китап нәшриәте, 2008. – 318 б.
6. Башҡорт халыҡ ижады. 8-се том. Эпос: иртәктәр һәм эпик
ҡобайырҙар. – Өфө: Китап, 2006. – 492 б.

36

7. Башҡорт халыҡ ижады. 11-се том. Новеллистик әкиәттәр. – Өфө:
Китап, 2008. – 568 б.
8. Ураҡсин З. Г. Фразеологический словарь башкирского языка. –
Обновлённый, 2-ой выпуск. – Уфа: Китап, 2006. – 344 с.
9. Русско-башкирский словарь. В 2-х т. / под ред. З. Г. Ураксина. –
Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. – Т. I – 808 с.; Т. II – 680 с.
10. Галяутдинов И. Г Башкирские народные детские игры. – Уфа:
Китап, 2002. – 248 с.
11. Башкирское народное творчество: Фольклор обычаев. Т.1. /
Составитель. А. М. Сулейманов. – Уфа: Китап, 1995. – 560 с.
12. Хөсәйенов Ғ. Б. Башҡорт әҙәбиәтенең поэтикаһы. Беренсе киҫәк.
Теоретик поэтика / Ғ. Б. Хөсәйенов – Өфө: Ғилем, 2006. – 403 б.
13. Хөсәйенов Ғ. Б. Әҙәбиәт ғилеме һүҙлеге. – Өфө: Китап, 2006. –
248 б.
14. Хадыева Р. Н. Этнолингвистический словарь башкирского языка. –
Уфа, 2002. – 176 с.
15. Әхмәтйәнов К. Ә. Әҙәбиәт теорияһы. – Үҙгәрешле 3-сө баҫма. –
Өфө: Китап, 2003. – 392 б.
Информационные ресурсы
16. Башкирское издательство «Китап» им. З. Биишевой // URL:
http://www.kitap-ufa.ru/information/elektronnye-uchebnye-posobiya.php

(дата

обращения: 3.07.2022).
17. Башҡортса

википедия.

Ирекле

энциклопедия

//

URL:

https://ba.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%88_%D0%B1%D0%B8
%D1%82 (дата обращения: 3.11.2021).
18. Башкорт теле // URL: http://tel.bashqort.com (дата обращения:
3.11.2021).
19. Отдел

башкирской

литературы

и

краеведения

//

http://www.bashnl.ru/en/o-biblioteke/struktura-biblioteki/otdel-bashkirskoyliteratury/ (дата обращения: 03.07.2022).
37

URL:

20. Сайт изучения башкирского языка // URL: http://tel.bashqort.com
(дата обращения: 03.07.2022).
21. Сайт

национальной

библиотеки

им.

Валиди

//

URL:

http://www.bashnl.ru (дата обращения: 03.07.2022).
22. Электронные учебники // URL: http://in-yaz-book.ru/bashkir.shtml
(дата обращения: 03.07.2022).

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».